Телемедицина: что это такое и зачем она нужна

Слово «телемедицина» может вызвать ассоциацию с «лечением» через телеэкран, которым в девяностые занимались Анатолий Кашпировский и Аллан Чумак. На самом деле это вполне уважаемое медицинское направление — дистанционное врачебное консультирование.

Телемедицина: что это такое и зачем она нужна
© Рамблер

Что такое телемедицина простыми словами

В широком смысле к термину «телемедицина» относятся любые медицинские коммуникации, кроме очных — консультации между докторами, врачебная супервизия, домашний мониторинг здоровья с помощью аппаратов. Однако в быту этим словом сейчас обычно обозначают дистанционное общение между врачом и пациентом — как правило, это видеоконсультации или обмен сообщениями.

Телемедицина появилась более 100 лет назад — ещё в двадцатые годы прошлого века врачи передавали свои консультации по радио в тех случаях, когда не могли пообщаться с пациентами лично, например, морякам, находящимся в рейсе. Сам термин, означающий «дистанционное лечение», был предложен в 1970-е годы. Но по-настоящему широкое распространение в большей части мира, в том числе и в нашей стране, телемедицина получила во время пандемии COVID-19.

Преимущества и ограничения телемедицины

В идеале, прибегать к телемедицинским консультациям стоит, если вы уже встречались с врачом очно. Это частично относится даже к специалистам, чья профессия не требует физического осмотра — например, к психиатрам. Ещё актуальнее этот принцип становится, если речь идёт о мнении терапевта или профильного доктора.

Но если раньше телемедицинские консультации требовали обязательного предварительного очного приёма, то с 2023 года введён упрощённый протокол. Он позволяет проводить первичный приём онлайн. Однако в таком случае доктор по-прежнему не сможет открыть больничный лист или выписать сильнодействующий рецептурный препарат: для этого придётся приехать в клинику или вызвать врача на дом.

Повторная консультация предполагает меньшие ограничения. Если врач уже провёл обследование, он сможет выписать или продлить электронный рецепт, а также продлить или закрыть листок нетрудоспособности.

Экстренные случаи также предполагают первичное обращение с помощью телемедицины. Врач может порекомендовать препараты и действия для оказания первой помощи, посоветовать, нужно ли вызывать скорую и определить срочность приёма в целом.

Дистанционные консультации могут быть полезны, если у вас на руках уже есть направления и результаты исследований и хочется получить второе мнение — например, вердикт специалиста, находящегося в другом регионе. Особенно ценными телемедицинские услуги становятся в отдаленных городах и деревнях, а также в условиях стихийных бедствий и карантинов. Часто можно ограничиться телемедицинской консультацией и в случае неосложнённых заболеваний, когда рисков от визита в медучреждение больше, чем пользы: например, при ОРВИ с температурой.

Как работает телемедицина в России

В России телемедицинские услуги регулируются приказом Минздрава России от 2017 года. Это одна из наиболее быстроразвивающихся медицинских отраслей нашей страны: в 2023 году доля телемедицины составила 37% от общего объёма рынка.

Оказывать такие услуги может любой лицензированный профессиональный врач. Отдельная лицензия на дистанционные консультации не требуется.

Доступ к телемедицинским консультациям сейчас предлагает большинство компаний, занимающихся добровольным медицинским страхованием. Некоторые страхoвщики дополнительно предоставляют возможность купить исключительно телемедицинский полис. Набирают популярность специализированные агрегаторы — например, «Доктор рядом» и «СберЗдоровье», где можно забронировать срочную консультацию у дежурного специалиста — он подключится в течение пяти минут. Государственный сервис телемедицинских консультаций, работающий с частными клиниками, — сайт ФНКЦ ФМБА России.

Телемедицинская помощь оказывается и по ОМС — в том числе через официальные государственные сервисы. В московские поликлиники и больницы можно записаться через сайт mos.ru и приложение ЕМИАС. Найти врача и пообщаться с ним можно также через Госуслуги, через телемедицинский сервис Минздрава или сервис Gostelemed. В рамках ОМС в прошлом году было проведено более 9 миллионов телемедицинских консультаций.

Некоторые профильные медицинские организации — например, ЦИТО имени Н.Н. Приорова, — тоже включают телемедицину в список своих услуг. Как и в случае очных приёмов, для записи нужно получить направление в своей поликлинике: в таком случае консультация будет бесплатной.

Как выбрать врача для телеконсультаций

При выборе доктора для телемедицинской консультации стоит ориентироваться на проверенные агрегаторы (часть из них мы перечислили выше) и медицинские организации (онлайн-консультации предлагают крупные клиники вроде «Медси» и «Чайки»). У сервиса должен быть понятный удобный сайт и/или приложение, а у врачей, чьи услуги предлагаются на сайте, — подробные профили. В них должны быть указаны специальность, образование и опыт работы. Вы имеете право также запросить лицензию, если её нет в карточке доктора.

Сервис должен предоставлять медицинские, а не информационные услуги. Это значит, что он берёт на себя ответственность за достоверность предоставленной информации и за соблюдение протоколов консультации.

Если вы обращаетесь за первичным приёмом, то рекомендуется проводить дистанционную консультацию на сайте медицинской организации или через аккредитованное приложение, подключённое к базе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Результаты приёма будут учтены в вашей электронной карте.

Конечно, если у вас есть «свой» врач, с которым уже налажен контакт, вы можете задать ему вопрос в мессенджере или встретиться в зуме. Технически это будет всё та же телемедицинская консультация, но в карте она не отобразится и засчитана не будет. При этом врач не будет нести юридическую ответственность за свои рекомендации.