Без советов Малышевой и Мясникова: «Чудо-таблетка» для похудения бьет рекорды продаж. Как «гербалайф»
Более чем в три раза выросли в 2025 году продажи российских аналогов препарата «Оземпик», сообщает РБК со ссылкой на оператора маркировки лекарств «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Напомним, «Оземпик» — это инъекционный препарат датской фирмы Novo Nordisk, весьма популярный у граждан, желающих похудеть. Создан на основе семаглутида, синтетического аналога ГПП-1. Препарат стимулирует выработку инсулина, снижает уровень глюкозы, помогает сбросить вес за счет контроля аппетита.
Специалисты ЦРПТ выяснили, что в 2024 году реализация в розничной продаже отечественных аналогов «Оземпика» составила 1,7 млн упаковок на сумму 9,2 млрд руб. В 2025 году продажи резко подскочили, достигнув примерно 6,1 млн упаковок, поднялась и выручка — до 35,2 млрд руб.
Начало 2026 года выдалось для производителей препарата не менее обнадеживающим – в первой половине месяца было продано упаковок, примерно на 17% больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Рост продаж российских аналогов во многом связывается специалистами с увеличением объемов производства. Что примечательно: в декабре 2025 года российское правительство санкционировало выпуск аналогов датского препарата компаниями «ПСК Фарма» и «Промомед Рус» без разрешения правообладателя.
И все же: с чем связан такой всплеск интереса к препаратам?
Медицинский эксперт, автор телеграм-канала «Смотровая военврача» Алексей Водовозов считает, что заметное увеличение продаж аналогов известного препарата для похудения вызвано неугасающим стремлением многих наших соотечественников сбросить лишний вес.
- На подъем продаж работают и социальные сети, которые очень активно навязывают стандарты, не всегда достижимые, но для многих желанные. Есть возможность нарастить продажи для «достижения недостижимого», чем и пользуются фармкомпании во всём мире.
Доктор медицинских наук Юлия Галлямова находит ажиотаж вокруг отечественных препаратов вполне понятным.
- Люди просто верят в такую «волшебную» таблетку, принимая которую можно заметно сбросить вес. При этом можно этом кушать всё и не двигаться. На мой взгляд, этим объясняется успех как того же «Оземпика», так и российских аналогов. Огромная масса людей постоянно желает, чтобы их проблемы кто-то решал другой, но не они сами.
«СП»: Помнится, в 1990-е годы была схожая история с «гербалайфом», который тоже выдавали за чудо-средства для похудения. Неужели время не учит людей?
- Нет, конечно, не учит. Во-первых, произошла смена поколений. Во-вторых, подобные явления тянутся за человечеством с давних времен, минимум со Средневековья.
Людям свойственно перекладывать ответственность за своё здоровье на других. И они полагают, что вопрос похудения проще решить одной таблеткой. По моему мнению, это, конечно, не решение проблемы, должны быть необходимые показания к приему препарата. Это всё-таки лекарственное средство, которое нельзя принимать без необходимых рекомендаций. Однако мы видим, что в настоящее время его используют все подряд, чтобы не трудиться над собой и не ограничивать себя ни в чем.
«СП»: Это наши соотечественники такие ленивые, или в других странах аналогичная ситуация?
- Думаю, это проблема не только российских граждан, она повсеместная, независимо от национальности и страны проживания. В любом обществе есть категория людей, не желающих трудиться над собой и быть в чем-то сдержанным.
Врач антивозрастной медицины, специалист по питанию Алексей Калинчев отмечает, что популярность препаратов вызвана естественным желанием людей выглядеть лучше:
- Во всех развитых странах мира, включая Россию, примерно 60% населения имеют лишний вес. Люди хотят похудеть, поэтому ничего странного в популярности аналогов нет. Его покупают люди, которые ничего не хотят менять в образе жизни и питании.
Это такой вариант «чудо-таблетки». То есть человек продолжает делать, что делал, но при этом худеет или, как минимум, не толстеет. Рост показателя продаж — это ни плохо, ни хорошо.
«СП»: Люди исцеляются?
- Ожирение это не лечит. Это такие симптоматические препараты, которые просто ставят на паузу процесс. Даже если человек похудеет, то после прекращения приема он обычно опять набирает вес. Но к лечению ожирения это не имеет никакого отношения.
«СП»: Почему его назначают?
- Потому что такие врачи не умеют лечить ожирение. Посмотрите на полных врачей, их немало среди топовых медработников во всех странах мира, включая и эндокринологов, и диетологов.
Наверное, если бы они правильно умели лечить ожирение, то для начала похудели бы сами, верно? Мы же не знаем стоматологов с гнилыми зубами. Состоятельных людей нет с гнилыми зубами – вставляют новые или лечат уже имеющиеся. А с ожирением так не получается. Для этого надо иметь мозги и желание.
«СП»: Что вы имеете в виду?
- Зачастую здесь имеет место пограничная психиатрия - люди еду используют как антидепрессант. Или это гипогонадизм, то есть низкий тестостерон, у мужчин и женщин, он тоже способствует снижению стрессоустойчивости, и люди просто эту перманентную стрессовую ситуацию «заедают».
Нужно лечить гипоганодизм и пограничную психиатрию антидепрессантами. Но необходимо желание этим заниматься. У людей страх перед гормонами – гормонофобия, страх перед антидепрессантами. Кроме того, многие ничего не хотят делать.
Посмотрите, сколько известных людей умерло от ожирения, которые принципиально не хотели лечиться. Скажем, Василий Уткин, футбольный комментатор, которому Малышева предлагала помочь, он отказывался. А «Оземпик» и его аналоги, повторю, являются просто симптоматическими средствами, позволяющими людям делать всё, что они делали ранее, при этом, как правило, не толстеть, или даже худеть в какой-то степени. Но это в любом случае нельзя назвать лечением.