Анемия ухудшает прогноз для онкопациентов и увеличивает риск смертности
Современная онкология развивается чрезвычайно быстрыми темпами, демонстрируя выдающиеся результаты в клинических исследованиях и меняя спектр нежелательных явлений. В практике онколога появляются специфические побочные явления, характерные для иммунотерапии, - прежде всего гриппоподобный синдром, слабость, нарушения эндокринной системы; для таргетной терапии характерны кожные реакции, тошнота, диарея, проблемы с печенью. Гематологическая токсичность при инновационной терапии преимущественно легкой степени и может не требовать лечения, согласно клиническим рекомендациям. Конечно, не все пациенты испытывают перечисленные побочные явления, и их выраженность может варьировать.
Важно, что в реальной клинической практике продолжают применяться традиционные схемы химиотерапии. Отрицательной стороной последних остаются побочные эффекты, обусловленные низкой селективностью действия, что приводит к умеренной и выраженной гематологической токсичности.
"Некоторые химиотерапевтические препараты вызывают анемию злокачественного новообразования (ЗНО), нарушая процесс кроветворения, - пояснил "РГ" заместитель главного врача по организационно-методической работе Пермского краевого онкологического диспансера Антон Жигулев. - Такая анемия часто встречается при раке легких и гинекологических ЗНО, отчасти из-за того, что для их лечения могут потребоваться схемы на основе препаратов платины. Это приводит к неуклонному росту частоты анемии с каждым новым циклом химиотерапии".
При этом клиническая значимость анемии в онкологии недооценивается, несмотря на ее негативное влияние на прогноз заболевания и развитие лекарственной устойчивости, отмечает профессор кафедры онкологии МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, д.м.н. Лали Когония.
"Обзор 60 статей сообщает о зависимости выживаемости от уровня гемоглобина. Относительный риск смерти у пациентов с анемией был выше на 19 процентов при раке легких, на 47 процентов - при раке предстательной железы и на 75 процентов - при раке головы и шеи, - говорит эксперт. - Анемия затрудняет проведение полноценного курса терапии, препятствуя введению эффективных доз цитостатиков. Если врач уменьшает дозу препарата или вводит его реже, например пациентам с колоректальным раком, период между рецидивами может сократиться в три раза".
В исследовании на тысяче пациенток, страдающих раком молочной железы с метастазами и получавших химиотерапию, назначение эритропоэзстимулирующих препаратов (ЭСП) с целью коррекции анемии ассоциировалось с увеличением выживаемости по сравнению с группой контроля. Согласно исследованию, назначение ЭСП в период проведения противоопухолевой терапии обусловливает увеличение частоты благоприятных исходов до 5,5 и 4,8 процента в течение 3 и 5 лет соответственно.
Таким образом, в течение последних лет в мире и в России сформулированы основные принципы поддерживающей терапии, которые обеспечивают не менее половины успеха в лечении онкологических больных.
"Любому пациенту, в том числе онкологическому, на любом этапе наблюдения или лечения требуется своевременная и полноценная диагностика в целях профилактики скрытой анемии и функционального дефицита железа, а также лечение анемии при наличии клинических симптомов", - констатирует Антон Жигулев.
Государство уделяет борьбе с онкологическими заболеваниями особое внимание. Это направление выделено в отдельный федеральный проект в рамках нацпроекта "Продолжительная и активная жизнь". Поэтому химиотерапевтическое лечение оплачивается за счет средств ОМС. В 2024 году размер финансирования в рамках территориальных программ ОМС только лекарственной противоопухолевой терапии ЗНО у взрослых и детей, включая опухоли лимфоидной и кроветворной тканей, составил более 200 миллиардов рублей.
Получать лечение должны лишь 10 процентов пациентов с анемией злокачественного новообразования
"В прошлом основным методом лечения анемии было переливание компонентов крови, - рассказывает Антон Жигулев. - Но это приводит лишь к временному повышению уровня гемоглобина и сопряжено с рядом рисков, включая иммуномодуляцию, гемолитические реакции, перегрузку железом и возможность передачи инфекции. Запасы крови во многих странах становятся ограниченным ресурсом. По этим причинам переливание крови часто откладывают до тех пор, пока у пациента не разовьется тяжелая анемия. Эффективное и удобное лечение анемии без риска, связанного с переливанием крови, обеспечило появление ЭСП. В настоящее время в России компания "Сотекс" и НИИ особо чистых биопрепаратов ФМБА России производят по полному циклу эпоэтин альфа в различных дозировках.
По данным страховых медицинских организаций, пациентов с анемией ЗНО выявляется около 45-47 тысяч (данные за 2024 год), что составляет 10 процентов от всех застрахованных лиц, которым проводилась лекарственная терапия при злокачественных новообразованиях. По экспертной оценке одной из страховых компаний, показания к применению ЭСП имелись в 11 процентах случаев - при умеренной и тяжелой анемии. То есть получать лечение должны лишь 10 процентов пациентов с анемией ЗНО, или 1,1 процента пациентов с ЗНО, на фоне химиотерапии или химиолучевой терапии.
Затраты системы ОМС на оплату случая лечения в круглосуточном стационаре при таком осложнении в среднем составили до 57 тысяч рублей в ценах 2024 года, хотя истинные затраты медицинских организаций на закупку ЭСП могут отличаться. Для сравнения: случаев оказания медицинской помощи с другим осложнением лекарственной терапии ЗНО - с фебрильной нейтропенией, агранулоцитозом - ежегодно регистрируется не более 1,5 тысячи, что не так уж много в масштабах всей страны. Однако стоимость лечения одного такого случая сопоставима со стоимостью лекарственной противоопухолевой терапии в среднем (около 100 тысяч рублей).
"Несмотря на то что для лечения анемии предусмотрен отдельный способ оплаты (КСГ), он не подразумевает возможность оплаты наиболее эффективных ЭСП единовременно с противоопухолевым лечением, - отмечает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых. - Но этому, по нашему мнению, не уделено достаточно внимания, хотя такое осложнение, как правило, существенно удлиняет сроки лечения и негативно сказывается на прогнозе для жизни больного. Из-за этого доступность такого метода лечения в самый "благодарный" период, когда осложнение можно вылечить, существенно ограничена".
Как сообщили страховые компании, ежегодно выявляют до 2,5 тысячи случаев отсутствия лечения анемии при ЗНО. Среди самых значимых и распространенных - отсутствие назначения ЭСП, в том числе в период проведения противоопухолевой терапии.
"В страховые медицинские организации поступают жалобы на доступность и качество оказания онкологической медицинской помощи, - продолжает Роман Щеглеватых. - В части лечения анемии при ЗНО жалобы связаны с отсутствием возможности получения ЭСП, в том числе в связи с длительными сроками ожидания консультаций врача-гематолога / направления в гематологическое отделение, что привело к несоблюдению сроков межкурсового лечения онкологического заболевания. При нарушении прав застрахованных страховые представители оказывают содействие в их восстановлении, в том числе путем организации записи застрахованного лица на прием к врачу или диагностические исследования, проводят экспертные мероприятия, по результатам которых может меняться тактика обследования и лечения".
Сегодня поддерживающая терапия - это реальный путь к повышению эффективности лечения и улучшению качества жизни онкологических пациентов.