Чем телемедицинская консультация отличается от информационно-консультационной услуги?

Спрос у пациентов на общение с врачами в онлайн-режиме растет. Многие уже пользуются таким форматом как телемедицинская консультация, а сегодня появилась альтернативная форма общения – информационно-консультативная услуга в виде онлайн-консультации.

Чем телемедицинская консультация отличается от информационно-консультационной услуги?
© Сибмеда

Надежда Усольцева, медицинский юрист, объяснила, чем телемедицинская консультация отличается от информационно-консультационной услуги.

Главное отличие – информационно-консультационная услуга не относится к медпомощи.

Поскольку информационно-консультационная услуга не является медпомощью, ее целью не может быть постановка диагноза или назначение лечения. Такой формат подразумевает исключительно информирование пациента. А именно, предоставлять пациентам рекомендации о том, как изменить образ жизни, поддерживать оптимальное самочувствие, сохранить и поддерживать хорошую физическую форму.

Среди других отличий: телемедицинскую консультацию осуществляют медорганизации или ИП, имеющие лицензию на осуществление меддеятельности, информационно-консультационную услугу может оказывать как организация, ИП, так и физлицо (требования к наличию лицензии на осуществление меддеятельности нет).

Телемедицинская консультация должна проводиться в клинике, имеющей лицензию на меддеятельность; у информационно-консультационной услуги требования к месту нет. В первом случае оформляется ИДС (информированное добровольное согласие), во втором – нет.

Консультации проводятся с использованием ЕГИСЗ, ГИС субъекта РФ, МИС и других информационных систем, для информационно-консультационной услуги нет требований по использованию информационных систем.

В случае телемедицинской консультации есть требование к врачу использовать усиленную квалифицированную электронную подпись УКЭП, в информационно-консультационной услуге такого требования нет. В первом случае требуется проведение идентификации и аутентификации врача и пациента через ЕСИА, во втором – нет.

Результатом телемедицинской консультации является медзаключение или запись о корректировке ранее назначенного лечения – при условии предварительного установления диагноза на очном приеме. Проведение информационно-консультационной услуги может документально не оформляться, либо оформляться в произвольном виде.

Юрист подчеркнула, что человек, который пришел на информационную консультацию, должен быть осведомлен, какую услугу он получает. Информационно-консультационная услуга не относится к медпомощи, и, если врач во время такой консультации будет ставить диагноз, назначать или корректировать лечение, что приведет к каким-либо нежелательным последствиям для состояния здоровья человека – ответственности не избежать.

При этом, сфера оказания онлайн-консультаций пока законодательно не урегулирована, а практика привлечения клиник или врачей к ответственности отсутствует.