Госдума в I чтении одобрила наказание за вождение при «лекарственном опьянении»
Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект о наказании для водителей за «лекарственное опьянение». Раньше такого термина в Кодексе об административных правонарушениях вообще не было. При этом список лекарств, после приема которых нельзя будет садиться за руль, еще не готов. Этим законопроектом депутаты снимают бюрократический барьер, мешающий наказывать граждан за прием препаратов, несовместимых с вождением автомобиля. Сейчас ответственность наступает, только если водитель был пойман за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. За прием лекарств наказывать пока не могут. Но, по словам врачей, многие препараты могут сильно влиять на скорость реакции, координацию, зрение и так далее, и после их приема за руль садиться действительно опасно. Так что логика правительства, где был разработан законопроект, понятна.
Самый острый вопрос — какие именно препараты попадут в стоп-лист? Этим сейчас занимается Минздрав, но известно, что в него могут быть включены анестетики, противоэпилептические препараты, снотворные и седативные средства и так далее, продолжает медицинский блогер, врач-токсиколог, научный редактор журнала «Российские аптеки» Алексей Водовозов:
Алексей Водовозов медицинский блогер, врач-токсиколог, научный редактор журнала «Российские аптеки» «Это, конечно, прежде всего седативные препараты. Это, ну, например, диазепам, феназепам, успокоительные средства какие-то, в том числе рецептурные. Это антидепрессанты: и амитриптилин — довольно старый, и более-менее новый флуоксетин, и другие в том числе. Антигистаминные препараты — причем, что интересно, и первого поколения, то есть такое старье, как димедрол, и даже второго поколения, то есть лоратадин, дезлоратадин и вот это вот все прекрасное, что вроде бы как выраженным седативным эффектом обладать не должно. Далее — это препараты, которые влияют на нервную систему, но, давайте так, они неочевидны для потребителей. Скажем, глазные капли, которые содержат атропин. Ну вот человеку проверяли зрение, могли закапать глаза — и все, после этого за руль ему нельзя ни в коем случае именно потому, что будет нарушение зрения».
Также пока не понятно, будут ли прописаны какие-то конкретные дозировки и как водителям понять, через какое время после приема того или иного препарата уже можно будет садиться за руль. В том или ином виде это указано в инструкциях, но большинство граждан их не читают.
Не до конца ясно и как будет проходить процедура освидетельствования. Хотя вариантов тут немного, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Понятно, что тестирование, наличие конкретных там веществ — это, скорее всего, будет лабораторной некой процедурой. То есть направлять на нее будут, очевидно, в процессе каких-то подозрений у инспектора, который остановил водителя. Если он находится в каком-то измененном состоянии сознания, его, видимо, будут отправлять на какое-то медосвидетельствование. Понятно, что никаких экспресс-методов здесь практически невозможно применить — от такого спектра продуктов. Так что, скорее всего, это будет реализовано именно в таком формате».
Среди инициатив, направленных на помощь водителям, есть идея оставлять предупреждение о несовместимости приема препарата с вождением прямо на его упаковке — чтобы человек сразу понимал: вот с этим за руль нельзя. Но о том, кому и как долго, — наверняка продолжат спорить. И дальше рекомендованного списка лекарств вопрос может опять не уехать.