СПИДа больше нет? Почему самый страшный диагноз стал атавизмом в России
Более того, наши медики даже воздерживаются от присвоения диагноза «СПИД». Почему так и что творится в борьбе против опаснейшего недуга, разъяснил руководитель отдела эпидемиологии и профилактики СПИД ЦНИИ эпидемиологии Вадим Покровский.
«Список постоянно пополняется»
Итак, почему же в нашей стране отказываются от диагноза «СПИД» в клинической практике? Ранее существовало чёткое понимание тех признаков, заболеваний, что «оформляли» терминальную стадию ВИЧ-инфекции СПИД. Теперь же понимание изменилось, отмечает Покровский.
«Законченного списка заболеваний, которые свидетельствуют о СПИДе, уже нет», - отметил он в разговоре с изданием «Газета.ру».
Существует мнение, что до 2% населения России в возрасте 35 лет могут быть заражены
Дело в том, что «добить» человека с этим страшным диагнозом могут ныне множество заболеваний, инфекций, осложнений. Клиническая практика постоянно обновляется. Ныне гораздо чаще у носителей и больных ВИЧ в раннем возрасте начинаются сердечно-сосудистые заболевания.
Также «обновляются» и списки онкологических болезней, которые могут стать индикатором СПИДа, а ранее им не были. Всё течёт, всё меняется, и успехи в борьбе с проявлениями болезни заставляют и сам зловещий вирус приспосабливаться, менять «картину».
Классификация устаревает
Покровский напоминает, что в России, согласно нашей медицинской классификации, выделяется пять стадий заболевания ВИЧ-инфекцией.
«К СПИДу относятся стадии 4Б, 4В и 5. Пятая стадия была введена, когда не было эффективного лечения на поздних этапах и ничто не помогало», - напомнил Покровский.
Ныне есть лекарства, которые помогают и на терминальной стадии, потому и её собираются убрать из классификации.
В. Покровский с одним из пациентов. 1987 год
«Диагноз СПИД – уже атавизм», - констатировал учёный.
И это, безусловно, прорыв само по себе. При вовремя «выхваченном» заболевании и приёме им антиретровирусных препаратов пациент живёт десятки лет и способен продолжать карьеру.
Не прозевать развилку
Покровский напомнил, как развивается болезнь, когда вирус попадает в организм человека. На начальных трёх стадиях он плодотворно борется с «захватчиком», и по большому счёту, симптомов, кроме преходящего роста лимфоузлов, может и не быть.
Но за 9-11 лет исчерпываются запасы CD-4 клеток (вид Т-лимфоцитов, иммунные клетки человека). В этот-то период и снижается защита от новообразований и инфекций. Вот здесь и развилка: нужно грамотное диагностирование, чтобы понять первопричину атакующих пациента болезней и выявить ВИЧ.
Если человека «затормозили» на стадии относительно лёгких нарушений иммунитета и он стал принимать препараты, то он может прожить десятки лет. Однако есть и нюансы. Кто-то может не переносить те или иные лекарства. У кого-то могут быть «фоновые» хронические заболевания и так далее.
Статистические обстоятельства
Со статистикой смертности от этого страшного диагноза пока ещё тоже не всё ясно. Вадим Покровский и его коллеги считают, что таковых – порядка 30 тыс каждый год в России.
Однако в свидетельстве о смерти ВИЧ-инфекцию как причину пишут только половине из таких погибших. Тут «работают» два обстоятельства. Первое связано с тем, что умирающий от ВИЧ/СПИД, чаще всего имеет к моменту смерти десятки тяжёлых диагнозов. И патанатом, и лечащий врач, могут, так сказать, выбирать.
Второе – возможно связано со своеобразным «политесом». ВИЧ – вещь не только предельно опасная для здоровья, но и безрадостная для пиара. Особенно на местах. Так что пока всё как есть.
Насчитывается же сейчас, по мнению Покровского, в России, порядка 1,2 млн заражённых.
Кстати большой проблемой, по мнению, Покровского, является и то, что лишь 65% из выявленных больных принимают постоянно антиретровирусную терапию. И кстати, не всем она помогает. И стареют такие больные раньше, даже принимая препараты. Даже загнанный вглубь клетки и неактивный вирус изнашивает организм.
Как пересобрать все клетки человека?
Ну а что же с новейшими препаратами от этого возбудителя? Ведь со времени его обнаружения прошло более 40 лет... Два года назад учёные ФИЦ Биотехнологии РАН отрапортовали о создании нового вещества для борьбы с возбудителем иммунодефицита и якобы оно может уничтожить вирус.
Однако, как заметил тот же Покровский, это вещество относится к так называемым ингибиторам обратной транскриптазы ВИЧ.
«Подобных лекарств уже много, сами они вирус не одолевают», - отметил медик.
Исследования вируса и возможных препаратов для его уничтожения идут безостановочно
Ведь ВИЧ тяжело одолеть именно потому, что он врастает в геном клеток человека. И для того, чтобы его оттуда «выкинуть», нужен препарат, способный пересобрать этот геном. Во всём организме человека.
«Ведётся работа по «вырезанию» или блокировке заражённой ВИЧ части ДНК клетки. Тут главный вопрос – а как препарат доберётся до всех клеток человека?», - заявил Покровский.
Как не вспомнить об СССР!
А пока же, по словам главы отдела эпидемиологии и профилактики СПИД, стоит задуматься о бесплатной выдаче ленкапавира группам риска. Этот препарат успешно выступает как вакцина от ВИЧ-инфекции; а группы риска – работники сферы секс-услуг и представители ЛГБТ (движение, запрещённое в России).
Среди же гетеросексуальных жителей России, не употребляющих наркотики в группе риска те, кто практикует серийную моногамию. Так говорят о тех, кто несколько лет поживёт с одним партнёром, несколько – с другим и так далее.
«У них лет за 20 может смениться до десятка гражданских супругов. А мне что-то давно не попадались научные работы о половом поведении населения», - заметил Покровский.
В «тени», по данным исследователей недуга, сейчас порядка 300-400 тыс. человек. А, как мы заметили уже, первые несколько лет развития инфекции могут быть и бессимптомными...
Кажется, государство Российское не зря вспомнило о подлинных семейных ценностях
В общем, Покровский и его коллеги явно правы, когда вспоминают о временах позднего СССР. Тогда была отдельная программа, выделялись средства на исследования и испытания методов лечения и лекарств от опасной инфекции.
А отсутствие такой программы с плановыми исследованиями пока что ведёт к нашему отставанию в борьбе с этим злом. Будем надеяться, что в компетентных «инстанциях» понимают проблему. Ведь в борьбе за право быть лучше страной мира придётся одолеть не одно препятствие и поименованная выше болезнь – точно в этом списке