При тревожном расстройстве пациенту нужен курс психофармакотерапии
Тревожные расстройства становятся настоящей эпидемией - с их симптомами сегодня сталкиваются до 30 процентов взрослых. О том, почему это беспокоит врачей, на недавней пресс-конференции рассказал журналистам заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии факультета непрерывного медицинского образования медицинского института Российского университета дружбы народов, кандидат медицинских наук Владимир Медведев. Эти состояния нельзя оставлять без внимания и помощи, подчеркнул он. "РГ" задала эксперту несколько вопросов.
Владимир Эрнстович, почему сейчас частота тревожных расстройств растет? Какие факторы могут способствовать их появлению и с какими из них мы сталкиваемся в повседневной жизни?
Владимир Медведев: Взрывной рост тревожных расстройств мы наблюдали с начала пандемии, когда в первые три месяца он вырос в пять раз. Но и до настоящего времени наблюдаем их неуклонный рост - по сути, это некий "хвост" пандемии.
Однако и в нашей повседневной жизни есть множество стрессогенных ситуаций, которые сопряжены с ростом тревожных расстройств. Это различные социально-политические, социально-экономические ситуации. Рабочие, семейные и бытовые конфликты, любые изменения жизненного пути: развод, переезд, смена работы. Раньше представление о стрессе было как о чем-то негативном. Сегодня есть понимание, что стресс - это любое чрезмерное воздействие на психику человека, в том числе и положительное. Оно наделяется положительным или отрицательным значением, исходя из собственных психологических установок человека. Например, рождение ребенка или даже внука, женитьба детей и т.д. - это тоже стресс, хоть и положительный. Но если стресс длительный и долго присутствует в нашей жизни или чрезмерный - тогда и развивается тревога, тревожное расстройство.
Но состояние тревоги - в норме своего рода защитный механизм, чтобы человек уделил особое внимание чему-то важному для него. В каких случаях оно перестает быть нормой и требует помощи?
Владимир Медведев: Нужно доверять собственному организму, потому что уровень тревоги - вещь субъективная. Только сам человек может сказать себе, а потом и врачу, что у него повышен уровень тревожности. Если он ощущает, что тревога начинает мешать, отвлекает от повседневной жизни. У него появляются дополнительные симптомы - например неприятные телесные ощущения: зуд, покраснение или онемение локальных участков кожи, чаще возникают позывы в туалет… У него может повышаться давление, ощущается учащенное сердцебиение, нарушается сон - возникают трудности с засыпанием, частые и ранние пробуждения, кошмарные или нетипично яркие сновидения. На все это, безусловно, нужно обратить внимание и не стесняться по этому поводу проконсультироваться у психотерапевта.
Испытывая тревогу по разным поводам, люди часто используют привычные средства, чтобы успокоиться - табак, алкоголь, у женщин это сладости и т.д. Насколько это опасно?
Владимир Медведев: Да, к этим средствам очень часто приходят пациенты альтернативно, чтобы справляться с тревогой. Например, алкоголь - его особенность в том, что он очень быстро выводится из организма, нужно принимать дозу вновь и вновь. Он на время дает противотревожный эффект, но и формирует зависимость, оказывает нейротоксический эффект - негативно влияет на мозг, печень и желудочно-кишечный тракт. Это деструктивный способ справляться с тревогой, который в итоге оказывает больше вреда. Как и заедание тревоги, когда возбуждаются определенные участки головного мозга, которые приводят к изменению пищевого поведения, увеличению массы тела, эндокринологическим расстройствам.
Где нужно искать реальную помощь в случае повышенной тревожности?
Владимир Медведев: Идеальный вариант лечения тревожного расстройства - курс психофармакотерапии, то есть помощи психотерапевта плюс курсовой прием противотревожного препарата, который назначает врач. Психотерапия в дальнейшем играет роль профилактического метода, который укрепляет собственные защитные психологические механизмы человека, чтобы при сложных жизненных ситуациях он мог бы активировать их и постараться обойтись уже без приема препаратов.
Безрецептурные препараты часто отличаются улучшенной переносимостью и при этом хорошей эффективностью
На что нужно обращать внимание при выборе противотревожных препаратов?
Владимир Медведев: Очень многое зависит от того, когда пациент обратился за помощью. Если при первых симптомах повышенной тревожности, то назначаются препараты с хорошей переносимостью, высокоэффективные, с противотревожным эффектом, например, с действующим веществом фабомотизол. Если он обратился к врачу поздно, когда развиваются нарушения сна, различные соматовегетативные расстройства, то здесь нередко требуются препараты и с седативными, и со снотворными эффектами, содержащими действующее вещество диазепам. Когда есть возможность выбора между рецептурными и безрецептурными препаратами, то в сознании пациента вторые всегда лучше, поскольку они безопаснее и лучше переносятся, у него нет опасений. Действительно, безрецептурные препараты часто отличаются улучшенной переносимостью и при этом хорошей эффективностью. И если говорить о российских инновациях, то именно здесь наша фармакологическая наука показала свой потенциал. Недавно завершилось масштабное клиническое исследование, в котором свою высокую эффективность подтвердил отечественный препарат "Афобазол Ретард" (пролонгированная форма фабомотизола). Оно проводилось по самым строгим международным правилам - как двойное, слепое, плацебоконтролируемое многоцентровое исследование. Этот препарат уменьшает тревогу, но при этом улучшает когнитивные функции - концентрацию, память и др. Исследование проводилось на самой многочисленной группе пациентов с постковидным синдромом. Был поставлен вопрос: удастся ли пролонгированной форме повторить эти эффекты? И мы получили хороший результат.
По результатам исследований, этот препарат также способствует восстановлению нервных клеток. Однако все знают популярную фразу - "нервные клетки не восстанавливаются". Как это совместить?
Владимир Медведев: Во-первых, нервные клетки восстанавливаются - это установленный факт. За это открытие Рита Леви-Монтальчини и Стэнли Коэн получили в 1986 году Нобелевскую премию. Причем нейрогенез происходит на протяжении всей жизни человека, хотя и замедляется с годами. Исследование препарата на основе пролонгированной формулы фабомотизола выявило, что он влияет на уровень так называемого фактора роста нервов, который оказывает значимое влияние на рождение нейронов и развитие нервных клеток и за счет этого улучшает когнитивные функции.
Дайте совет нашим читателям: что предпринять, если чувствуешь, что тобой все чаще овладевает тревога?
Владимир Медведев: Прежде всего стоит заполнить любой из опросников для определения уровня тревоги - их в интернете много, в частности, на портале "Территория без тревоги". Они помогают человеку разобраться в себе, и тогда ему легче принять помощь. Они же помогают оценить и качество лечения: опросник можно вновь заполнить и понять, помогает оно или нет. И второй, даже более важный совет - состояние постоянной тревоги нельзя игнорировать, оно может привести к тяжелым психиатрическим расстройствам. И чем раньше человек обращается к врачу, тем меньше продолжительность лечения и быстрее наступает эффект.