С 1 июня аптеки официально становятся частью системы здравоохранения

С 1 июня аптеки, включая и производственные, официально станут частью системы здравоохранения. В Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) внесены изменения, согласно которым отпуск и изготовление лекарств, в том числе медицинских радиофармпрепаратов, теперь относятся к "деятельности в области медицины…" Какой должна быть роль провизора в российском здравоохранении, обсуждали участники форума "Человек и лекарство".

С 1 июня аптеки официально становятся частью системы здравоохранения
© Российская Газета

До сих пор аптеки, по сути, считались торговыми предприятиями. Но провизор имеет высшее образование и часто становится первым специалистом в белом халате, к которому обращаются люди с недомоганием, просят помочь, с которым советуются по вопросам здоровья. Поэтому в фармацевтическом сообществе предлагают пойти дальше: функции провизора могут и должны быть шире, чем роль обычного продавца, отпускающего лекарства.

"На конец 2024 года в России насчитывалось более 80 тысяч аптек. И если предположить, что в каждую за день зашло только 10 посетителей (хотя по факту их будет намного больше), то мы увидим, что ежедневно фармацевты контактируют минимум с миллионом человек. Это огромный резерв повышения грамотности населения в отношении своего здоровья, - сказала в своем выступлении главный внештатный специалист по терапии Приволжского федерального округа Татьяна Куняева. - Мы видим, что привычные способы агитации за здоровый образ жизни людям надоели и не работают. Ширится тенденция к самолечению, а информация неизбирательно берется в интернете или, что еще хуже, у соседки. Аптека становится промежуточным звеном между человеком и доктором, потому что до поликлиники еще надо дойти, записаться на прием, а аптека всегда в шаговой доступности. Конечно, провизор - не доктор, не клиницист, но он и не "сарафанное радио". Его компетенций достаточно, чтобы дать дельный совет и не навредить".

Действительно, по данным опроса Российской ассоциации аптечных сетей, более 70 процентов пациентов не обращаются к врачу при первых признаках заболевания, а идут в аптеку - просят рекомендации, в том числе и по медикаментозной помощи. Это - повседневная реальность в работе провизора. Те же исследования подтверждают: уровень доверия к аптечным работникам высок - к их рекомендациям прислушиваются.

Именно поэтому возникает необходимость закрепить и расширить понятие "фармацевтическое консультирование" с внесением соответствующих изменений в нормативно-правовые акты. Нужно, чтобы аптечные работники четко понимали, какого рода советы они могут давать посетителям и за какой чертой их полномочия заканчиваются.

"Грамотный провизор может очень многое. При легком недомогании, когда человек явно не пойдет к врачу, именно в аптеке ему могут помочь организовать ответственное самолечение, - считает директор Института экономики здравоохранения, НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Выдавая противопростудные и противовирусные лекарства, аптечный работник может ненавязчиво напомнить покупателю о пользе вакцинации, и это будет убедительно. В аптеке мы покупаем средства по уходу за младенцами и лежачими больными - и тут совершенно необходим совет, как обеспечить лучший уход в том или ином случае. Важнейшее направление - правильный прием лекарств. У врача на приеме на такие объяснения может просто не хватить времени, и тут фармацевт ему - большой помощник".

Однако в действующих нормативных правовых актах функции аптечных работников в рамках консультирования ограничены лишь объяснением о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, включая лекарства, но возможность более широкого информирования законодательно не закреплена.

"Такое несоответствие создает значительный разрыв между реальной практикой и правовыми рамками фармацевтической деятельности", - подчеркнула Лариса Попович.

С идеей интегрировать аптеки в систему медицинского просвещения, включить их в профилактический континуум выступила директор НМИЦ терапии и профилактической медицины, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике, академик Оксана Драпкина. Провизоры вполне могут участвовать в информационных кампаниях о здоровом питании, профилактике заболеваний и диспансеризации.

А помещения аптек, куда любой человек заглядывает в несколько раз чаще, чем в поликлинику, могут с помощью размещенных там стендов и плакатов сделать эту работу более эффективной.

"Наша задача состоит в том, чтобы аптеки активно участвовали в распространении знаний о здоровом образе жизни и повышении грамотности в отношении здоровья, - отметила Драпкина. - Включение аптек в систему информирования о скрининговых программах, возможностях вакцинации, диспансеризации может значительно повысить уровень вовлеченности граждан, их заинтересованности в ранней диагностике, и человек с большей вероятностью получит своевременное лечение".

80 тысяч аптек насчитывается в стране, через них в день проходит до миллиона посетителей

Фармацевтический работник не имеет права ставить диагноз и назначать лечение, но он может, услышав от посетителя об угрожающих симптомах, убедить его не откладывать визит к врачу.

"Для развития этого направления нужно разработать и внедрить симптомчекеры - вопросники в помощь аптечному работнику, а в идеале - предусмотреть также механизм, чтобы можно было при необходимости сразу же записаться к врачу", - говорит Драпкина.

Исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты (НФП) Елена Неволина напоминает: провизоры в аптеке - это специалисты с высшим фармацевтическим образованием, их готовят медицинские университеты, а фармацевты имеют среднее профессиональное образование. Квалификация большинства фармработников вполне позволяет расширить круг их полномочий, тем более, согласно опросам, они сами готовы пройти дополнительную подготовку и считают, что новый функционал поднимет престижность их работы.

Более того, аптечные сети, помимо более активного консультирования, могут участвовать и в различных социальных проектах. Например, такая услуга, как измерение артериального давления с помощью расположенного в торговом зале тонометра, очень востребована у посетителей аптек. Еще пример - одна из крупнейших аптечных сетей в Красноярском крае первой в России реализовала проект по сбору просроченных неиспользованных лекарств - благодаря программе удалось предотвратить попадание в окружающую среду нескольких тонн медикаментов.

"Аптека тем и отличается от магазина, что человек в белом халате обладает необходимыми знаниями. Сегодня он должен консультировать покупателя даже по тем лекарствам, которые приобретаются по назначению врача. Он должен объяснить, как хранить препарат, как правильно принимать, уточнить дозировку и напомнить, что ее нельзя самовольно менять. При этом потенциал участия фармработников в здоровьесбережении намного больше. Наши опросы показали: у посетителей аптек определенно есть потребности в фармацевтическом консультировании, и нам нужно определить его четкие рамки", - заключила Елена Неволина.

НФП и НМИЦ терапии и профмедицины договорились о межструктурном взаимодействии по вопросам расширения компетенций фармацевтов, совершенствования нормативно-правовой базы, повышения безопасности фармакотерапии с учетом риска возникновения полипрагмазии, а также усиления социальной роли аптечных сетей. Были предложены меры по развитию образовательных программ и широкому внедрению системы утилизации просроченных лекарств. Эксперты уверены - аптечные работники не конкурируют с врачебным сообществом, а, напротив, могут выступить дополнительным ресурсом безопасной, своевременной и доступной медицинской помощи людям.