Главный враг долголетия: эксперты обсудили меры по борьбе с хроническими заболеваниями в России

С 2025 года стартовал национальный проект "Продолжительная и активная жизнь" - преемник нацпроекта "Здравоохранение". Его главная цель - повысить ожидаемую продолжительность жизни россиян: в 2030 году этот показатель должен достичь 78 лет, а в 2036-м - 81 года. Как не раз отмечалось на самом высоком государственном уровне, рост продолжительности жизни и активное долголетие - главный приоритет государственной политики. Участники сессии форума "Здоровое общество", посвященной борьбе с хроническими неинфекционным заболеваниями, обсудили меры, которые помогут достичь высокой планки.

Главный враг долголетия: эксперты обсудили меры по борьбе с хроническими заболеваниями в России
© Российская Газета

Решению этой задачи может способствовать снижение бремени хронических неинфекционных заболеваний. Этому вопросу сейчас уделяется много внимания со стороны системы здравоохранения. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания по-прежнему требуют особого внимания, подчеркивает руководитель департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России Екатерина Каракулина.

Впрочем, это - общемировая проблема. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2021 году от неинфекционных заболеваний скончались 43 млн человек, из них 18 млн (почти половина) - в возрасте до 70 лет. В статистику вошли, в том числе, смерти от сердечно-сосудистых, онкологических, хронических респираторных заболеваний.

В России есть государственные инициативы, направленные на борьбу с хроническими неинфекционными заболеваниями, в частности, с болезнями сердца. Их результаты доказывают, что снизить преждевременную смертность - реально. Так, благодаря реализации нацпроекта "Здравоохранение" впервые за 30 лет удалось на треть снизить показатель смертности от болезней системы кровообращения. Прорывные результаты дала и программа лекарственного обеспечения амбулаторных больных, перенесших инфаркт, инсульт либо операцию на сердце и сосудах. Так, смертность от всех острых форм ишемической болезни сердца сократилась почти на 10%, от острого инфаркта миокарда - более чем на 16%.

Генеральный директор НМИЦ имени Алмазова, главный внештатный специалист-кардиолог Минздрава РФ Евгений Шляхто также отмечает, что смертность от острого коронарного синдрома снизилась примерно на 30%.

"Мы можем быть в полной мере удовлетворены тем, что сделано [для борьбы] с болезнями системы кровообращения. Это касается не только сухих цифр, но и создания инфраструктуры. Мы работали в парадигме кризис-менеджмента, - говорит Евгений Шляхто. - Очень важно, что создана кардиологическая служба, работают программы льготного лекарственного обеспечения, заработали в полной мере проекты с Национальным медицинским исследовательским центром, которые курируют регионы".

Чтобы повысить эффективность борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, стоит уделить внимание профилактике осложнений. "Стационарный этап оказания помощи - это миг в жизни больного, важный и нужный. Но основные усилия стоит направить на амбулаторное наблюдение и реабилитацию", - считает Шляхто.

Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний будет снижаться эффективнее, если отслеживать и другие патологии пациента-сердечника. "Пациент с сердечно-сосудистыми заболеваниями - это больной с разными заболеваниями. У него также могут быть заболевания почек, ожирение, сахарный диабет, нарушение углеводного и липидного обмена, патологии печени. Для эффективной помощи в таких случаях должен быть мультидисциплинарный подход", - подчеркивает Шляхто.

Есть важная группа заболеваний, которая не охвачена программой льготного лекарственного обеспечения, - болезни, связанные с повышением артериального давления. Сейчас рассматривается возможность ее расширить, включив в нее пациентов с резистентной артериальной гипертензией и хронической болезнью почек (ХБП). Уровень давления прочно связан с функцией почек - если у пациента гипертония, важно проверить их состояние.

"ХБП страдают 850 млн человек [в мире], то есть 10% всего населения. Самое страшное, что в течение ближайших десятилетий это будет пятая причина смертности", - говорит главный внештатный специалист нефролог Минздрава РФ, профессор Евгений Шилов. Он призвал внедрять в России программы скрининга ХБП, поскольку половина больных выявляется уже на 4-5 стадиях.

В статистике нередко фиксируется смерть от сосудистой катастрофы, тогда как ХБП в качестве причины смерти фигурирует нечасто - лишь когда у больного развилась терминальная почечная недостаточность. Это искажает истинную картину заболеваемости и смертности, считает Шилов.

"Если ХБП будет включена в список социально значимых заболеваний, это поможет снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний", - подытожил Шилов. Он также предложил расширить федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" на пациентов с хронической болезнью почек.

Проблема борьбы с ХБП есть не только в России. Недавно Международное общество нефрологов подало в ВОЗ петицию, чтобы донести до руководителей здравоохранения необходимость признать борьбу с ХБП глобальным приоритетом. Соответствующая резолюция будет рассматриваться в мае, сообщил Шилов.

Важно обратить внимание на еще одно хроническое неинфекционное заболевание, которое не имеет отдельной программы по борьбе с ним - хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ). Хотя ХОБЛ не входит в перечень социально значимых заболеваний, однако в России от нее страдает значительное число пациентов. Эта болезнь занимает третье место среди ведущих причин смерти в мире.

"В средне экономически развитой стране ХОБЛ страдает примерно 10% населения. В России - официально около 810-820 тысяч таких больных, но многие случаи не диагностированы", - говорит главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава России, завкафедрой пульмонологии лечебного факультета Сеченовского университета Сергей Авдеев. Он добавил, что к 2030 году количество больных ХОБЛ может увеличиться до 2-3 млн человек.

Авдеев считает, что улучшить ситуацию можно, если включить спирометрию (метод исследования функции внешнего дыхания - прим. ред.) в программу диспансеризации, повысить охват специальной терапией и кислородотерапией.

"Любой человек старше 50 лет, который когда-то курил не менее 5 лет, должен пройти спирометрию. Это уже фактор риска для наличия ХОБЛ. Проходят ли наши соотечественники спирометрию в нужном объеме? Конечно, нет. Это - задачи для диспансеризации и диспансерного наблюдения, - констатирует Сергей Авдеев. - Качество лечения - особая тема. Сегодня есть медикаментозная терапия, которая достоверно улучшает прогноз для больных ХОБЛ. Это комбинированные ингаляционные препараты. Но охват тройными комбинациями на сегодня 1%, в то время как в Европе такую терапию получают от 20 до 50% пациентов".

Еще одна проблема - низкий охват кислородотерапией. Сегодня этот метод воспринимается как паллиативный, то есть для облегчения состояния умирающих больных. Это неправильный подход, считает Авдеев, так как вовремя начатая кислородотерапия добавляет пациенту 5-10 лет активной жизни.

Наконец, еще один важный момент в борьбе с ХОБЛ - это создание федерального регистра. Такая мера поможет четко оценить количество пациентов с ХОБЛ. Кроме того, необходимо расширить систему льготного лекарственного обеспечения на эту группу лиц.