Эпидемиолог Вадим Покровский: необходимое лечение может полностью подавить ВИЧ

17 января свое 70-летие отмечает руководитель научно-исследовательского отдела по профилактике и борьбе со СПИДом и Референс-центра по мониторингу за ВИЧ и ВИЧ-ассоциированными инфекциями ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН, эпидемиолог Вадим Покровский. Он был первым ученым в России, который описал различные проявления ВИЧ-инфекции.

Эпидемиолог ответил, когда и как можно победить ВИЧ
© ТАСС

В интервью ТАСС Покровский рассказал о ситуации с ВИЧ в РФ, а также поделился мнением о том, когда можно победить данное заболевание и поможет ли в этом искусственный интеллект.

Вадим Валентинович, расскажите про ваш профессиональный путь, сколько лет вы занимаетесь профилактикой и борьбой с ВИЧ?

— Я занимаюсь ВИЧ-инфекцией 40 лет. В 1984 году мне как специалисту, уже имеющему опыт в области тропических болезней и иммунологии, поручили заниматься тогда еще неизвестной новой болезнью, названной синдромом приобретенного иммунного дефицита, вызываемой вирусом, который теперь называется вирусом иммунодефицита человека. Тогда ВИЧ-инфекция считалась экзотической болезнью, которой болеют только гомосексуалисты в США, но наши исследования показали, что к тому времени ВИЧ уже появился и в России. Когда в 1987 году я обнаружил первого больного СПИДом россиянина, заразившегося ВИЧ в Танзании еще в 1982 году, выяснилось, что в период 1982–1987 годов от него по цепочке уже получили ВИЧ 25 россиян. Причем ВИЧ передавался и при половых контактах между женщинами и мужчинами, и при переливании крови, и при инъекциях, выполняемых нестерильными инструментами.

Насколько высокий показатель ВИЧ-инфицированных в России на текущий момент?

— ВИЧ-инфекция остается неизлечимой, однажды заразившийся ВИЧ человек остается инфицированным до конца своих дней. Поэтому число зараженных ВИЧ россиян продолжает увеличиваться, и на сегодня в России проживает более 1,2 млн человек. При этом ВИЧ-инфекция ускоряет прогрессирование сердечно-сосудистых болезней, гепатитов, опухолей, многих других заболеваний.

Как долго человек может не знать о своем диагнозе и с какой периодичностью лучше делать тест на ВИЧ?

— Зараженный ВИЧ человек может вообще не узнать об этом диагнозе, если не пройдет специальное исследование, потому что ВИЧ-инфекцию можно только заподозрить по некоторым симптомам. В России в целях своевременного выявления и лечения ВИЧ-инфицированных практикуется массовое обследование граждан на ВИЧ, почти каждый раз, когда они попадают в больницы, и многих, например, беременных, когда они обращаются в медицинские учреждения. В последние годы число обследований приближается к 50 млн в год. Но чаще всего ВИЧ-инфекция встречается среди 25–40-летних россиян, которые долго чувствуют себя неплохо и за медицинской помощью не обращаются. Поэтому всем, у кого были такие риски заражения ВИЧ, как половые контакты или употребление запрещенных препаратов с помощью шприцев, обязательно надо самим пойти обследоваться на ВИЧ. Это можно в России делать и анонимно.

Может ли с рождения существовать иммунитет к ВИЧ-инфекции?

— Люди невосприимчивые к заражению ВИЧ половым путем есть, но, по данным исследований в Северной Европе, их не больше 1% населения. Это бывает, если человек от обоих родителей получил такой особый ген. К сожалению, они могут заразиться через кровь, например, при внутривенном введении наркотиков. Если же ген получен от одного из родителей, то заболевание будет развиваться медленнее.

Можете рассказать о лечении? Какая антиретровирусная терапия (АРВТ) сейчас доступна россиянам для лечения ВИЧ-инфекции, насколько она эффективна и действительно ли при своевременном лечении можно прожить столько же, сколько живет здоровый человек?

— АРВТ — очень эффективное средство лечения, при постоянном применении которого человек, зараженный ВИЧ, может прожить столь же долго, сколько и остальные граждане. Чем раньше начать лечение, тем лучше прогноз. Кроме того, если лечение приводит к полному подавлению ВИЧ, то передача ВИЧ от этого человека крайне маловероятна. Для того чтобы бесплатно получить такое лечение и наблюдаться у специалистов, необходимо обратиться за медицинской помощью в Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и встать на диспансерный учет по месту прописки. Большинство смертей от СПИДа в России наблюдается среди тех, кто, к сожалению, на таком учете не состоит. Необходимые эффективные лекарства в России есть, они доступны всем пациентам, состоящим под диспансерным наблюдением. Своевременное лечение с контролем его эффективности позволяет добиться прекрасных результатов.

По вашему мнению, когда мы сможем победить ВИЧ и может ли нам в этом помочь искусственный интеллект?

— С научной точки зрения мы уже и сейчас можем победить ВИЧ, нужно только действовать опережающим путем, используя все методы предупреждения заражения с доказанной эффективностью. Искусственный интеллект может только использовать вводимые нами показатели, среди которых бывает немало желательных и выдуманных. Центральным научно-исследовательским институтом эпидемиологии Роспотребнадзора, на базе которого функционируют специализированный научно-исследовательский отдел по профилактике и борьбе со СПИДом и Референс-центр по ВИЧ-инфекции и сопутствующим заболеваниям, созданы автоматизированная база эпидемиологических данных об обследовании населения на ВИЧ и выявленных ВИЧ-позитивных лицах, Российская база данных по устойчивости ВИЧ к антиретровирусным препаратам, разработаны отечественные тест-системы на основе самых современных технологий для диагностики и контроля эффективности лечения, мониторинга за циркуляцией и свойствами вируса.

Как вы считаете, какие меры воздействия на общество могут помочь в вопросе минимизации распространения вируса иммунодефицита в России?

— Доминирующими путями распространения ВИЧ в России являются половые контакты и употребление запрещенных психотропных препаратов, причем не только внутривенное, — многие такие препараты провоцируют опасное в плане заражения ВИЧ половое поведение. Кроме увещеваний, необходимо расширить охват и обеспечить доступность медицинской помощи для всех граждан и внедрять средства профилактики. Например, активнее рекомендовать для защиты от заражения ВИЧ половым путем использование презервативов и принимать меры к повышению их доступности, в частности добиваться снижения их стоимости. Кроме того, доказана высокая эффективность использования здоровыми людьми для предупреждения заражения при наличии рисков инфицирования препаратов для АРВТ, которые в мире применяют уже около миллиона человек, а в России — пока только сотни. Использование для этой цели всего одной инъекции лекарства в полгода настолько эффективно, что признано главным научным достижением 2024 года. Специальные меры необходимо применять для того, чтобы все люди с ВИЧ стремились и могли повсюду свободно получать препараты для АРВТ. Особые программы нужны для потребителей наркотиков и мужчин, имеющих половые контакты с лицами своего пола.

Какие достижения вы считаете ключевыми в своей работе? Какие цели вы ставите перед собой в ближайший год?

— Нам удалось разработать эффективную систему надзора за ВИЧ-инфекцией, включающую массовое обследование населения, регистрацию всех зараженных ВИЧ и выяснение причин их заражения, а также создать систему центров по профилактике и борьбе со СПИДом, которые, к сожалению, сейчас вопреки названию занимаются в основном не профилактикой, а лечением обратившихся за помощью ВИЧ-инфицированных. С 2012 года мы оказываем содействие службам по профилактике и диагностике инфекционных болезней стран Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии в области профилактики, контроля и надзора за ВИЧ/СПИД и другими инфекционными болезнями, включая проведение совместных научных исследований по изучению инфекционных болезней и обучение специалистов стран Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии (ВЕЗЦА). Планируем продолжить эпидемиологические исследования, в том числе используя новые молекулярно-генетические методы, клинические исследования по испытанию новых лекарственных препаратов и, надеюсь, отечественных вакцин для профилактики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний.