Инфекционист Поздняков пояснил, чем опасен метапневмовирус
В СМИ активно распространяется информация о крупной вспышке метапневмовирусной инфекции, которая зафиксирована в Китае. Большинство случаев регистрируются в северной части страны. Причем сообщается, что метапневмовирус даже более опасен, чем коронавирус SARS-CoV-2. Так ли это? На вопросы "Российской газеты" ответил наш постоянный эксперт, инфекционист, главный врач "Инвитро-Сибирь" Андрей Поздняков.
Что представляет собой метапневовирусная инфекция, и так ли она опасна, как сейчас пишут?
Андрей Поздняков: Вообще, это давно известный вирус, вызывающий инфекцию, которая относится к сезонным респираторным заболеваниям. Наблюдается эта инфекция в основном у детей. К 14 годам, как правило, каждый ребенок уже переболевает ею не один раз и имеет определенный уровень защитных антител. Повторные заражения, естественно, возможны, как и для других респираторных инфекций.
Насколько тяжело протекает заболевание?
Андрей Поздняков: В массе это обычная нетяжелая респираторная инфекция. И, как обычно для любых респираторных инфекций, она представляет опасность для детей раннего возраста, то есть это дети до года. Также в зоне риска другие уязвимые категории пациентов - люди с иммунодефицитным состоянием, имеющие отягощенный коморбидный фон (то есть несколько хронических заболеваний), эндокринопатию и совсем пожилой возраст.
Вот для них действительно метапневмовирус, как и любая другая респираторная инфекция, может осложниться поражением нижних дыхательных путей. Развивается тяжелый бронхит, пневмония. И в таких случаях, соответственно, пациента срочно госпитализируют в отделение интенсивной терапии, проводят неотложные мероприятия и так далее.
Стоит ли опасаться, что вспышка в Китае перекинется на Россию, как это было пять лет назад с ковидом?
Андрей Поздняков: По факту метапневмовирус - это хорошо изученная старая инфекция, известная очень давно. Возбудитель был открыт на самом деле в начале 2000-х годов, но ретроспективный анализ показывает, что вспышки фиксировались с 50-х годов прошлого столетия.
И то, что сейчас в Китае, особенно в северных провинциях, как подчеркивается, идет вспышка метапневмовируса наряду с гриппом, риновирусом, только подтверждает то, что это обычный сезонный всплеск заболеваемости. Тяжелые случаи, в том числе пневмонии, происходят и при гриппе, и при заражении микоплазменной инфекцией. И в этот ряд входит, в том числе, и метапневмовирус.
Но говорить о том, что это какой-то особо "страшный" вирус, было бы неправильно.
Я думаю, что в России этот вирус тоже циркулирует, и сейчас тоже будет сезонный подъем. Особенно, если после праздников, после активной тусовки будет сохраняться достаточно теплая погода, которая благоприятствует развитию респираторно-вирусных заболеваний.
Другой вопрос, что мы об этом узнаем ретроспективно после того, как Роспотребнадзор изучит пробы, выборочно берущиеся у пациентов, и выдаст нам вердикт, чем в этом году мы болели. Ведь все респираторные инфекции протекают с похожими симптомами, и для подтверждения, какой именно вирус вызвал заболевание, нужно тестирование.
К слову, стационарных пациентов, у которых заболевание протекает в тяжелой форме, обязательно будут обследовать на вирусные заболевания.
А для клинической практики, принципиального понимания для пациента, чем он заразился - метапневмовирусом, риновирусом, или другой ОРВИ - нет разницы вообще никакой, потому что и то, и другое лечится симптоматически.
Почему тогда нам обязательно советуют: при первых признаках сильной простуды надо обратиться к врачу?
Андрей Поздняков: Если пациент из группы риска, и у него возникает тяжелая респираторная инфекция, ему также назначают симптоматическую и патогенетическую терапию. Но иногда ухудшение состояния идет стремительно, может потребоваться респираторная поддержка вплоть до искусственной вентиляции легких. При присоединении бактериальных осложнений нужна антимикробная терапия, вне зависимости, какой именно вирус вызвал исходное заболевание. Поэтому наблюдение врача - это правильно.
Поэтому мой прогноз относительно того, что будет с метапневмовирусом - он был, есть и будет продолжать циркулировать, будет подъем заболеваемости вместе с другими респираторными инфекциями.
Единственный риск - если только вирус мутирует и приобретет новые патогенные свойства (как это было с коронавирусом). Вообще, РНК-содержащие вирусы обладают определенной мутогенностью, но до сих пор особых опасений специалисты-вирусологи в его отношении не высказывали. Той же точки зрения придерживаются во Всемирной организации здравоохранения - там этот вирус не включают в списки патогенов, вызывающих особую настороженность и опасения.
Поэтому, если не будет какой-то кардинальной мутации, то все ограничится очередными сезонными вспышками той или иной степени масштабности.