Биооружие или случайная мутация: что нового известно о COVID 5 лет спустя

5 лет назад — 1 декабря 2019 года — в Китае официально зарегистрировали первый случай инфицирования человека новым вирусом — SARS-CoV-2. Так началась пандемия COVID-19, унесшая жизни миллионов человек в мире. Были закрыты границы между странами, люди находились на самоизоляции, соблюдали социальную дистанцию, а также носили медицинские маски. Жители планеты продолжают заражаться коронавирусом, а ученые — исследовать его. Что нового известно о ковиде — в материале NEWS.ru.

Согласно одной из версий, китайский город Ухань и расположенный в нем Институт вирусологии считаются источниками заражения COVID-19. По данным The Lancet и Cell, вирус мог попасть в организм человека из мяса летучих мышей, которое продавалось на рынке животных и морепродуктов Хуанань в Ухани. Эти животные являются «резервуарами» коронавирусов.

Китайские медики публично заявили о появлении SARS-CoV-2 27 декабря 2019 года. Авторы The Paper нашли женщину, которая работала на рынке и почувствовала высокую температуру 11 декабря. Она жила всего в 500 метрах от места работы. Согласно одной из версий, с рынка вирус разлетелся по городу.

Почему Китай обвинил США в пандемии COVID-19

Власти США — администрация Дональда Трампа и Джо Байдена — последовательно обвиняли Китай в халатности и преступном сокрытии информации, которые привели к всемирной пандемии. Согласно их версии, источником вируса (естественного или искусственно созданного) стал Институт вирусологии в Ухани.

Власти КНР обвинили Вашингтон в попытке возложить на них ответственность за пандемию, которая, по данным Пекина, началась в США. Китайские СМИ связывают пандемию с военной базой Форт-Детрик — главной американской лабораторией по исследованию биологического оружия, расположенной в штате Мэриленд.

По версии представителей КНР, 18 июля 2019 года в Форт-Детрике были остановлены исследования по требованию Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) из-за «несоответствия стандартам биологической безопасности». Проблемы были найдены в лабораториях, где работали с туляремией, бубонной чумой и венесуэльским лошадиным энцефалитом, а также с вакциной от вируса Эбола.

Менее чем через месяц в американских СМИ началась паника из-за «смертоносных вейпов». Люди массово страдали и умирали от неизвестного легочного заболевания. Его назвали «неопневмонией», «некротизирующей пневмонией» и «таинственной болезнью вейперов». Точные причины болезни неизвестны до сих пор. В CDC предположили, что она связана с веществом, содержащимся в определенных жидкостях для вейпов с ароматом марихуаны.

Тем не менее китайские конспирологи заявили, что в 2019 году в США велись работы по противодействию биологическому оружию. Их кульминацией стали «пандемические учения» (Event 201), якобы проведенные Фондом Билла и Мелинды Гейтс 18 октября. В ходе симуляции специалисты анализировали последствия вспышки нового коронавируса, который передается от летучих мышей свиньям и людям.

По китайской версии, вирус SARS-CoV-19 «сбежал» из Форт-Детрика. Его привезли в Ухань американские военные, которые принимали участие во Всемирных армейских играх.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), официально было подтверждено почти 777 млн случаев заболевания и более 7 млн смертей. В России зарегистрировано свыше 403 тысяч летальных исходов от коронавирусной инфекции.

Как сегодня обстоят дела с COVID-19 в России

В июле 2022 года в России официально сняли антиковидные ограничения. В конце мая 2023-го ВОЗ объявила об окончании пандемии COVID-19. Однако это не значит, что вирус исчез.

В ноябре 2024 года, по данным проекта «Стопкоронавирус.рф», в стране еженедельно выявляли от 22 до 29 тысяч случаев инфицирования, а от последствий заболевания умирали в среднем 52 человека. За период с 18 по 24 ноября COVID-19 заразились 28 958 человек.

По информации Роспотребнадзора, сегодня доминирующим штаммом является «омикрон», а именно его линия JN.1 (а также сублинии KS.1 и JN.1.16.1). Недавно врачи стали фиксировать новый вариант «омикрона» — XEC. По состоянию на 19 ноября в РФ насчитывалось только 45 случаев инфицирирования.

XEC является гибридом двух сублиний более раннего варианта «омикрона» — FLiRT (название собрано из обозначений его мутаций), который также встречается в РФ. Впервые его выявили в мае 2024 года.

Все новые варианты коронавируса вызывают классические для COVID-19 симптомы: температуру, ломоту, боль в горле, кашель, насморк, потерю обоняния и аппетита. Кроме того, встречаются неочевидные признаки, такие как рвота и диарея.

«Болезнь началась с тошноты, рвоты и диареи. Затем температура поднялась до 38 градусов. Очень сильно болели мышцы и ноги, такое ощущение, что они отваливались. Что самое неприятное, заболевание развивалось волнами. После первого всплеска стало легче, однако спустя пару дней все симптомы вернулись», — рассказывала NEWS.ru россиянка, переболевшая вариантом FLiRT в августе.

Что известно о постковидном синдроме спустя пять лет

Ученые продолжают изучать, как перенесенный COVID-19 может сказаться на здоровье. Помимо очевидных проблем с легкими (отек и воспаление, так называемый дистресс-синдром), болезнь имеет более отложенные последствия. Недавно американские исследователи пришли к выводу, что у переболевших людей вдвое повышаются риски развития сердечно-сосудистых заболеваний, вероятность инсульта и инфаркта. Первые маркеры проблем наблюдались у пациентов уже в течение трех лет после болезни.

Между тем ученые из Воронежа выяснили, что COVID-19 влияет не только на сердце, но и на другие органы. В частности, могут возникать осложнения в виде острого поражения печени, которое развивается у 14–53% пациентов. Доля переболевших, у которых возникли повреждения почек, достигает 40%.

Ученые из Ливерпульского университета провели исследование среди людей, перенесших коронавирус в тяжелой форме. Врачи отмечают, что 46% пациентов жаловались на затуманенность мозга, потерю памяти и трудности с концентрацией внимания. Все это типичные проявления постковидного синдрома, считает российский невролог Маринэ Танашян. По ее словам, у болезни есть куда более пагубное последствие — повышение риска развития деменции.

Кроме того, исследователи из Ливерпульского университета обнаружили у части пациентов поражения мозга, сопоставимые с черепно-мозговой травмой, а также уменьшение области мозга, отвечающей за внимание. По их словам, эти изменения сопоставимы со старением мозга на 20 лет.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются некоторые люди, переболевшие COVID-19, — падение иммунитета. Красноярские ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербурга связали это со снижением числа и активности так называемых NK-клеток (специфических лимфоцитов, участвующих в ликвидации патогенов. — NEWS.ru). Тем не менее они нашли решение проблемы.

В рамках исследования группе пациентов в возрасте 40–65 лет с интервалами в двое суток ввели три инъекции интерлейкина-2 (рекомбинантный белок, отвечающий за характер иммунного ответа. — NEWS.ru). В итоге количество и потенциал NK-клеток у испытуемых начали восстанавливаться, общее физическое состояние людей состояние улучшилось.

«Когда обнаруживаются все новые и новые последствия болезни, это не значит, что люди занимаются ерундой и все это неправда. Например, ухудшение когнитивных способностей — достаточно достоверный факт. <...> Правило какое: чем тяжелее болезнь, тем выше вероятность негативных последствий. Но это не значит, что они обязательно наступят», — рассказал NEWS.ru профессор кафедры вирусологии МГУ доктор биологических наук Алексей Аграновский.

Как сегодня лечат коронавирусную инфекцию

В беседе с NEWS.ru Аграновский отметил, что за прошедшие годы подходы к терапии COVID-19 никак не изменились. В случае инфицирования вирусами существует только поддерживающая терапия. Их и не лечат так, как другие заболевания, например антибиотиками, подчеркнул он.

Проверенные лекарства против COVID-19 («Паксловид», «Молнупировир» и «Ремдесивир») были созданы в США, сообщил главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи профессор Анатолий Альтштейн. Он особо выделил «Паксловид», который, по словам специалиста, хорошо показал себя с точки зрения защиты от летального исхода. Есть и другие противовирусные препараты, применяемые при коронавирусной инфекции, однако их эффективность не доказана, подчеркнул вирусолог.

«Обычно при лечении ковида снижают температуру, если она очень высокая, могут дать антиаллергические препараты и средства, снижающие свертываемость крови. Если болезнь протекает очень тяжело, что сегодня редкость, то может потребоваться подключение к аппарату ИВЛ. Но это уже крайний случай», — рассказал собеседник NEWS.ru.

Клиническая картина новых штаммов коронавируса практически не меняется по сравнению с прежними вариантами «омикрона», отметил Альтштейн. Единственное значительное изменение — резкое снижение смертности. По словам вирусолога, во второй половине 2020-го — первой половине 2021 года летальность, характерная для предыдущих вариантов («альфа», «бета» и «дельта») составляла порядка 2–2,5%. В 2022 году она сократилась до примерно 0,3%–0,5%.

К снижению показателя смертности привели вакцинация населения эффективными препаратами и приемлемое лечение, добавил специалист.

Эффективна ли вакцинация от коронавируса?

Сегодня не нужно поголовно прививаться от коронавируса, отметил Аграновский. При этом он подчеркнул, что людям, входящим в группу риска, сделать это «было бы неглупо». Это в равной степени касается и тех, кто опасается постковидного синдрома, сказал биолог.

«"Спутник V" — хорошая российская вакцина. Штаммы менялись — ее научились модифицировать. Эту платформу (на базе которой сделан «Спутник». — NEWS.ru) можно использовать в случае других «неприятностей» подобного рода. <...> Насколько я знаю, ее переделали под «омикрон». Пошла ли она в применение, сказать не могу. Но проблема коронавируса смягчилась — штаммы стали менее "плотоядными"», — сказал он.

Аграновский напомнил, что все вакцины изначально создавались против «нулевого», уханьского штамма. Со временем новые варианты вируса теряли восприимчивость к нейтрализующим антителам, но ученые не стояли на месте и обновляли вакцины.

«Ее (вакцину. — NEWS.ru) научились быстро переделывать. Но тут есть развилка. С одной стороны, разработчикам для этого достаточно недели. С другой — требуются тестирования, клинические испытания, разрешения и так далее, ведь формально это другая вакцина. У нас с этим не наблюдалось оперативности», — добавил собеседник NEWS.ru.

Слухи о том, что вакцины против коронавируса чреваты тяжелыми последствиями для здоровья, Аграновский назвал «несколько вольным обращением с истиной». По его словам, достоверных доказательств подобных утверждений на сегодняшний день нет.

«Эти заявления используются для всяких политических целей. <...> „Антиваксеры“ — люди не нашего поля, с ними не о чем разговаривать. Нет таких данных (о вреде вакцин. — NEWS.ru)», — подчеркнул биолог.

Он привел в пример ситуацию вокруг вакцин Pfizer и Moderna в США. По словам биолога, после прививки некоторым людям становилось плохо, но это были единицы. Врачи не зафиксировали летальных случаев. Но последовавшие суды спровоцировали резонанс в обществе, а СМИ его только подогрели, подчеркнул Аграновский.

«Есть статистика, ее должны оценивать специально обученные люди, а не вакциноскептики. В противном случае это порождает кучу предрассудков и наносит большой вред умственному и моральному состоянию общества. Это до сих пор тянется, к сожалению. Есть даже увенчанные степенями вакциноскептики», — подытожил Аграновский.