Запой, объявление, капельница, гроб: "Черных медиков" долго искать не надо, они всегда рядом
В Красноярском крае после смерти троих пациентов сотрудниками силовых структур были задержаны девять членов организованной группы, оказывавших на территории региона медицинские услуги.
Как уточнило в своем tg-канале Главное следственное управление Следственного комитета по Красноярскому краю и Республике Хакасия, данные лица, по версии следствия, незаконно занимались лечением людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом.
По предварительным данным, подозреваемые предлагали желающим платные услуги по выводу из состояния абстинентного синдрома, используя для этого капельницы, содержащие психотропные и сильнодействующие препараты. Применение оборудования и препаратов без надлежащих обследований в условиях несоблюдения элементарных правил оказания медицинской помощи привело к летальным исходам.
По месту жительства задержанных в Красноярске, Сосновоборске, Канске и Железногорске проведены обыски, в ходе которых были обнаружены и изъяты медицинские препараты, различная документация (в том числе бланки рецептов на медицинские препараты) и денежные средства. В данный момент в рамках возбужденного уголовного дела (статья 238 УК РФ, часть 3) следствие устанавливает других участников преступного сообщества и разыскивает пострадавших от его деятельности пациентов.
Ситуация, конечно, аховая.
Подобное сплошь и рядом встречалось в России в «лихих девяностых», когда на каждом заборе или столбе пачками пестрели объявления о «быстром выводе из запоя», написанные от руки людьми, явно равноудаленными как от медицины, так и от закона. И счет жертвам такой «медицинской помощи» шел отнюдь не на десятки, а на сотни или даже тысячи человеческих жизней.
Но как это возможно сегодня, когда практически в каждом городе или округе, независимо от его размера, в достаточной степени развита не только государственная, но и частная медицина?
- Как мне думается, в первую очередь подобные случаи – это следствие недостаточного просвещения населения, – поделилась собственным взглядом на ситуацию доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
- Одним из решений этого вопроса видится то, что из региональных министерств здравоохранения, как и из федерального Минздрава, должно исходить постоянным мощным потоком предупреждение для граждан, что ни в коем случае нельзя пользоваться медицинскими услугами непроверенных лиц или организаций.
Когда человек обращается за помощью к физическим или юридическим лицам, с которыми не имел дел ранее, он первым делом должен поинтересоваться, имеется ли у них лицензия Росздравнадзора на тот или иной вид деятельности. Человек должен убедиться, что эти организации фигурируют в соответствующих списках, публикуемых на официальном сайте Росздравнадзора [Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения - авт.].
С другой стороны, следует отметить, что весь наш Росздравнадзор – не такая уж большая организация, и было бы не лишним появление в ее рядах функционеров, которые вместе со службой внутренней безопасности и Министерством внутренних дел мониторили бы регионы, отслеживая появления объявлений об оказании медуслуг, и сами проверяли, имеются ли у исполнителей все предусмотренные законом разрешения.
Наконец, любые наказательные мероприятия в сфере здравоохранения, как мне представляется, должны проводиться в публичном формате, в обязательном порядке использоваться, в том числе, для дополнительного просвещения населения.
Впрочем, поведал «СП» одни из чиновников среднего звена, работающий в системе государственного здравоохранения и отвечающий как раз за наркологическую статистику в одном из регионов РФ, более глубоко своими корнями проблема нелегального оказания медицинских услуг упирается в иную плоскость.
- Тут два очень важных, на мой взгляд, момента, – отметил эксперт, по вполне понятным причинам пожелавший остаться неизвестным широкой публике.
- Первый – это недоступность бюджетного здравоохранения, вернее, крайняя его нелюбовь к оказанию наркологической помощи населению. Потому что всегда наркология – это психиатрия и токсикология. Как минимум, это обязательно целая куча бумаг и всевозможной отчетности, где любая малейшая неточность грозит обернуться серьезными неприятностями вплоть до судебного разбирательства и жестких оргвыводов. А еще это неизбежные психозы, проблемы кардиологического плана и куча других сопутствующих малоприятных и долготекущих заболеваний.
А негосударственная, коммерческая или альтернативная, называйте как хотите, медицина – это к тому же еще и очень дорого. Увы, и сами страдающие от алкоголизма или наркомании, равно как и близкие, стремящиеся вытащить их из этого болота, не могут позволить себе воспользоваться услугами частных клиник, поскольку это им, как правило, не по карману.
Второе – в связи с этим. Стремясь избежать непременной в случае с оказанием официальной медицинской помощи огласки, люди, страдающие тяжелыми формами алкоголизма или наркотической зависимости, а также их родственники, доведенные до отчаяния неадекватными, мягко говоря, выходками самих больных, ищут альтернативные пути.
И тут им попадается на глаза подходящее по стоимости предложение. «Ну, подумаешь, – рассуждают они, – что такого сложного вывести человека из запоя?" Во времена СССР это вообще была сугубо фельдшерская, примитивная работа. И прибегают к такой вот помощи, тем более что ее стоимость, как правило, в разы ниже, чем в частных и даже некоторых бюджетных, чего там скрывать, учреждений здравоохранения.
«СП»: Но одновременно это и высокий риск. Причем не только для пациентов, но и для самих «оказателей» таких услуг. Кстати, на видеозаписи о задержании, опубликованной на официальном tg-канале представителя МВД России Ирины Волк некоторые задержанные в Красноярском крае говорят о наличии у них дипломов по наркологии, на кадрах также мелькают обложки неких свидетельств установленного образца, в связи с чем некоторые новостные агентства выпустили информацию о задержании под заголовком «В Красноярске задержали девять медиков…».
Как медики-то в эти криминальные истории ввязываются? И каким образом получают сильнодействующие препараты для капельниц, ведь подобные лекарства подлежат строгому учету?
- Это интересный вопрос. Прежде всего хочется отметить тот факт, что в интернете полным-полно объявлений, предлагающих «повышение квалификации» по наркологии, а то и «дипломы установленного образца». Причем это вполне себе официальные и имеющие аккредитацию автономные некоммерческие и негосударственные учреждения, имеющие все положенные для такого рода деятельности лицензии. Просто относящиеся ко всему, мягко говоря, закрыв глаза, лишь бы деньги за «обучение» были получены.
Ни для кого не секрет, что в некоторых подобных АНО достаточно просто чуть больше, чем написано на сайте, заплатить, и даже делать ничего не надо – через считанные месяцы или недели заветное «свидетельство» или «диплом» по почте придет, причем даже «с отличием». И никого не будет интересовать реальная глубина твоих знаний.
Но ребята, занимающиеся подобной нелегальной деятельность, что и говорить, отчаянные. Хотя бы потому, что контроль за наркотическими препаратами настолько строг, что система их учета напрочь, как говорится, выносит мозг, и бюджетникам, и частным медикам. И сам по себе факт попадания наркотических медицинских препаратов к «нелегалам» уже вопиющий случай.
Я в подробностях конкретно с красноярской историей не знаком, но, на мой взгляд, тут попахивает приличным бардаком в сфере регионального здравоохранения. Может, такие лекарства «задним числом» выписывались на реальных пациентов, страдающих, предположим, онкологией, а затем передавались «кому надо»? Не знаю...
Хотя «сильнодействующие» препараты не всегда равны «наркотическим». Возможно, изъятые в Красноярском крае просто содержат околонаркотические составляющие.
Впрчем, расследование покажет, как все было на самом деле.
«СП»: Главный вопрос – как бороться с таким злом и небрежным отношением к человеческим жизням?
- Рынок нелегальных услуг по выведению из запоев существует очень давно. На старте моей врачебной деятельности в конце семидесятых годов прошлого века он уже существовал, и, в общем-то, не было особого труда в том, чтобы пойти «прокапаться» к знакомому врачу.
С таким рынком, на мой личный взгляд, можно бороться только одним действенным методом – повышением доступности прежде всего бюджетной медицины для населения и снятием ряда излишних бюрократических наслоений в наркологии. Пока этого не будет сделано, истории, подобные красноярской, так и будут всплывать в криминальных сводках с пугающей периодичностью.