Госдума разберется с лекарствами для автомобилистов, но пока лучше быть осторожными. В Минздраве разъяснили, что список несовместимых с вождением препаратов, в который попали очень популярные медикаменты, не является нормативным актом. Собеседники Business FM указывают, что сегодняшние нормы написаны нечетко и водители рискуют лишиться прав даже за капли от сердца. Госдума намерена рассмотреть поправки к КоАП, которые должны внести ясность в ситуацию, «в ближайшее время». Двусмысленные нормы в российских ПДД и соответствующих статьях административного кодекса существуют уже давно, но теперь на них обратили внимание и в правительстве, и в Госдуме. В выходные глава комитета нижней палаты по труду и соцполитике Ярослав Нилов опубликовал встревоживший водителей документ — подготовленный Минздравом список лекарственных средств, запрещенных или нежелательных для приема за рулем. В таблицу вошли сотни лекарств, в том числе более 170 популярных безрецептурных препаратов, от корвалола до «Терафлю». Хотя при обычной проверке водителя никто не будет продувать на жаропонижающее, при аварии факт приема лекарства может в теории стать отягчающим обстоятельством, рассказывает автоэксперт Петр Шкуматов:
Петр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «Я так понимаю, что Минздрав взял и сделал поиск по инструкциям препаратов и сформировал список тех лекарств, в инструкциях к которым содержатся ограничения для управления автомобилем. Так, видимо, туда и попали «народные» препараты, например супрастин, сердечные капли, которые принимает достаточно большое количество людей, это и вызвало такие панические настроения среди водителей, потому что, фактически будучи трезвым, стать пьяным никто не хочет. Если речь идет про ДТП с тяжелым вредом здоровью или погибшими, там делается анализ обязательно, в том числе и на всякого рода лекарственные препараты, а нижних пороговых значений нет в законе. То есть сам факт обнаружения условного супрастина у человека, который попал в тяжелое ДТП, может привести к переквалификации этого дела в пьяную аварию, а там сроки совсем другие».
В ответ на ажиотаж в Минздраве выпустили разъяснение: опубликованный список «не является проектом нормативного акта, а также не устанавливает какого-либо запрета или санкции за его нарушение». Все так, но разночтений в нормах ПДД это не отменяет. Пункт 2.7 прямо запрещает управлять транспортным средством «под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание», законодательно установленного перечня таких медикаментов нет, а указанные в списке Минздрава лекарства могут иметь такой эффект. Продолжает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов:
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Если заглядывать чуть-чуть вперед, было бы здорово, если бы регуляторы отталкивались от состояния водителя, а потом уже определяли наличие или отсутствие каких-то веществ в организме. Опять же, спиртосодержащие препараты — достаточно обширная категория, и едва ли применение спрея от боли в горле, который содержит в следовых количествах спирт, может привести к опьяняющему эффекту. Точно так же там есть глазные капли, содержащие антигистаминные препараты, понятно, что антигистаминный компонент при применении внутрь в высоких дозах может привести к сонливости, снижению реакции и так далее. Но при применении глазных капель невозможно закапать столько, чтобы наступили нежелательные эффекты. Я думаю, что и версия этого списка не последняя, он будет корректироваться, потому что сейчас там много противоречий здравому смыслу. В порядке личной рекомендации как минимум как некое предостережение этот список воспринимать стоит, уже есть опыт судебных решений, когда людей лишали водительских прав за употребление корвалола, валокордина».
Глава комитета по труду и соцполитике заявил, что Госдума рассмотрит соответствующие поправки «в ближайшее время». Как указывала газета «Коммерсантъ», Конституционный суд еще два года назад выпустил разъяснение о том, что лишение прав за непсихотропные и ненаркотические лекарства не соответствует КоАП.
Законодателям было предписано внести коррективы в кодекс, а судам — пока не рассматривать подобные дела. Издание оптимистично отмечало, что хотя в отдельных случаях подобные решения все еще выносятся, водители могут успешно обжаловать их в Верховном суде. Правда, добираться на заседание автовладельцу придется на такси или общественном транспорте.