Войти в почту

Мать убили западные лекарства, утверждает сын. Что произошло в Мариуполе?

Житель Мариуполя Михаил Трофимов заявил, что его мать Лидия Трофимова умерла в городской больнице № 7 из-за лечения иностранными препаратами, не прошедшими клинические испытания. Эта история произошла в 2012 году. Какими препаратами могли лечить женщину, действительно ли они могли привести к летальному исходу и насколько вероятно нелегальное испытание лекарств — в материале NEWS.ru.

Что рассказал сын погибшей женщины

По словам Михаила Трофимова, с которым пообщалось РИА Новости, его мать легла в мариупольскую больницу № 7 для лечения артрита в 2012 году. Тогда, утверждает сын погибшей, привычных зарегистрированных препаратов в медучреждении не оказалось, и врачи предложили женщине попробовать иностранные лекарства. Михаил рассказал, что выбора у Лидии не было, поэтому ей пришлось согласиться.

После начала лечения на протяжении 1,5–2 месяцев состояние женщины постепенно ухудшалось, но врачи утверждали, что все в порядке, вспоминает Михаил. Он уверяет, что иностранные препараты, которые давали его матери, не были зарегистрированы, не прошли клинические испытания, а Лидия не подписывала никакого согласия «на участие в эксперименте».

Каким препаратом могли лечить Лидию Трофимову

Врач-терапевт Алексей Звонков затруднился ответить NEWS.ru, был ли смертельным препарат, который принимала Лидия Трофимова, потому что нет никаких данных об этом лекарстве. Однако он выдвинул свою версию гибели женщины. По его словам, если у Лидии был ревматоидный артрит (хроническое системное аутоиммунное заболевание, поражающее прежде всего суставы. — NEWS.ru), то лечили ее, скорее всего, иммуносупрессорами (лекарствами, угнетающими иммунитет. — NEWS.ru).

«Ревматоидный артрит вызван агрессией собственной защиты организма против тканей суставов. Он лечится при помощи подавления иммунитета, то есть иммуносупрессорами. Если иммунитет человеку отключить, его сожрет собственная микробиота, которая живет в организме», — говорит Алексей Звонков.

По его словам, лечение артрита иммуносупрессорами — это перспективное и современное направление медицины. Врач подчеркнул, что лекарств, подавляющих иммунитет, сейчас немало — от гормонов до цитостатиков (группа противоопухолевых препаратов, которые нарушают процессы роста, развития и механизмы деления всех клеток организма. — NEWS.ru), использующихся в том числе и в онкологии. Все эти препараты работают по одному и тому же принципу, и все они совершенно легальны.

Кто виноват в смерти женщины

Заслуженный врач России Евгений Лильин в разговоре с NEWS.ru предположил, что вряд ли какой-то из компонентов препарата, которым лечили Лидию Трофимову от артрита, мог привести к ее смерти. Скорее всего, летальный исход наступил в силу сторонних причин, считает он.

«Я абсолютно убежден, что умерла она не от артрита, а от тромбоэмболии, сердечной недостаточности и подобных вещей, которые возникают внезапно и с которыми мало что можно сделать. Это вряд ли было побочным эффектом лекарства. Это может быть случайность. Тромб оторвался — и все», — сказал Евгений Лильин.

Алексей Звонков считает, что сейчас рассуждать о том, кто виноват в смерти женщины, бессмысленно, ведь прошло 12 лет..

«Что ей вводили, ну кто знает? Кто виноват в смерти женщины: отсутствие иммунитета или „атака“ микробов и бактерий? Это риторический вопрос. Вот вы сейчас назначите командующего, который распустит армию. Кто будет виноват в том, что нас всех убьют: командующий или армия, которая исчезла? Так и в этом вопросе», — добавил Алексей Звонков.

Возможны ли на практике испытания лекарств на людях без их согласия

Алексей Звонков напомнил, что вся западная медицина — от фармакологии до научных исследований — имеет коммерческую основу. Поэтому теоретически западные фармкомпании могли проводить испытания на людях без их согласия, чтобы сэкономить деньги.

«Если что-то можно сделать подешевле, незаконно, они это сделают. И испытания лекарств, вакцин проводят в тех странах, где не запрещены подобные испытания. Как правило, это развивающиеся страны. В Африке уже кучу народа положили, чтобы испытать там то один, то другой препарат», — говорит врач-терапевт.

Он добавил, что такому положению вещей не сопротивляются и сами люди, поскольку в бедных странах они за неимением лучшего зачастую рады хоть каким-то лекарствам, даже подозрительным и не прошедшим испытания.

«Если больные бессловесны и рады хоть каким-то лекарствам, так врачи будут своих соотечественников подставлять. А если фармкомпания еще и заплатит доктору, так вообще нет проблем», — считает Алексей Звонков.

Насколько законны испытания лекарств в России

По российским законам врачи и представители фармкомпаний в рамках клинических исследований обязаны предоставлять пациенту информацию обо всех рисках и возможных последствиях, чтобы пациент мог самостоятельно принять решение, получать такую медицинскую услугу или нет, сообщил NEWS.ru медицинский юрист Михаил Горяинов.

«Если этого в данном случае не происходило, то можно говорить о грубейшем нарушении всемирно признаваемого принципа, который на практике реализуется в виде информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство либо участие в клинических исследованиях. Без него вмешательство либо клинические исследования недопустимы. В противном случае законы во многих юрисдикциях предполагают серьезную ответственность для нарушителя», — пояснил он.

По словам юриста, любое нарушение права пациента должно иметь материальные и иные последствия для нарушителя, следовательно потерпевшие должны получить справедливую и достойную компенсацию.

Как обстоят дела с зарубежными препаратами в России

Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков в рамках форума «Биотехмед» заявлял, что в 2024 году на российском рынке, возможно, появятся инновационные зарубежные препараты без повторных локальных клинических исследований. Вся необходимая для этого документация, по его словам, была почти готова еще в октябре 2023 года.

«Мы с оптимизмом смотрим в будущее относительно вывода [на рынок] инновационных препаратов через те механизмы, которые сейчас уже практически обсуждены в рамках Евразийского [экономического] союза. Надеюсь, что в следующем году мы получим инструмент, благодаря которому сможем продавать инновационные препараты в том случае, если нет локальной клиники», — заявил Владимир Шипков.

Он добавил, что иностранные фармкомпании продолжают поставлять в Россию и привычные, давно доказавшие свою эффективность лекарства. Зарубежные коллеги, по словам Владимира Шипкова, научились решать логистические проблемы, появившиеся после введения санкций, и проработали запасные пути поставок препаратов на рынок РФ. Практически весь ассортимент препаратов производители обеспечивают, подчеркнул он.

Читайте также:

«Он ее боготворил!»: многодетная мать умерла, узнав о гибели мужа на СВО

Первая смерть от Аляскинской оспы: где встречается вирус, чем опасен

Невролог оценил наличие лекарств для больных эпилепсией