Главный онколог России Андрей Каприн: Звание академика РАН медики носят с достоинством
Его отец - Герой Советского Союза, прославленный летчик. Сын - ведущий онколог России. Один, ради жизни на земле, воевал в небе. Другой со скальпелем в руке спасает жизни на земле.
Андрей Дмитриевич! Как так получилось, что мальчик, выросший совсем в немедицинской семье, решил связать свою жизнь с искусством врачевания?
Андрей Каприн: В какой-то степени я продолжаю дело отца: служу своей Родине, помогаю людям. Почему медицинский? Так получилось. Этот путь я выбрал сам. И благодарен отцу, что он меня поддержал. И поддерживал всегда, оставаясь для меня и моих детей примером преданности выбранному делу, любви к родине, людям. Правильного и честного отношения к своей работе.
Андрей Каприн: В нашей профессии постоянное самообразование и повышение квалификации, научный поиск - главное для успеха. Который выражается не в количестве медалей на груди, а в количестве спасенных жизней. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Но вы не просто врач. Вы - доктор медицинских наук, академик, член президиума РАН. Руководитель всемирно-известного научно-практического центра. Зачем столько регалий?
Андрей Каприн: В моем представлении получение степеней - кандидата или доктора наук, звания профессора - логичное продолжение профессионального развития. Если постоянно совершенствуешься, учишься, изобретаешь новое - эти все, как вы говорите, регалии, не то чтобы они сами тебя находят... Скорее, логичное признание достижений, активной работы. И это справедливо. В нашей профессии постоянное самообразование и повышение квалификации, научный поиск - главное для успеха. Который выражается не в количестве медалей на груди, а в количестве спасенных жизней.
А что реально вам это звание дает?
Андрей Каприн: Авторитет. Российская академия наук всегда была и остается одной из сильнейших, авторитетнейших национальных академий в мире. Посмотрите, сколько в ней иностранных членов! Ученых с мировыми именами в физике, экономике, медицине. Звание академика РАН - пожизненное. И, поверьте, мы носим его с гордостью. А что дает твой научный авторитет? Для меня в первую очередь это возможность быть услышанным. Коллегами, представителями власти, когда буксует внедрение новых методов диагностики и лечения онкологических заболеваний. Но одновременно, извините за высокий стиль, это и ответственность - соответствовать столь высокому званию.
Андрей Каприн: Чтобы победить болезнь, врач и пациент должны быть заодно. Мало просто выписать лекарство или назначить и провести операцию. Необходимо уметь общаться с пациентом, родственниками, быть тонким психологом. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Вас послушать, все медики должны стремиться стать академиками…
Андрей Каприн: Ну, зачем же такие крайности, дорогая Ирина Григорьевна! Каждый специалист, в том числе и медик, должен стремиться хорошо и на совесть делать свою работу. Коллективом нашего Центра по праву горжусь. Это специалисты самого высокого уровня. Многие широко известны не только в нашей стране, являются членами иностранных ассоциаций. Хирурги ездят к коллегам из стран СНГ и дальнего зарубежья: делиться опытом, показывать мастер-классы и, опять же, учиться. Многие соответствуют академическим требованиям, даже не нося это звание.
Медицина - это вселенная. Помимо "своих" предметов врач обучается этике, психологии, философии
Вы правы, не все медики становятся академиками. Не всегда получается избраться с первого раза. Это нормально, потому что конкуренция огромная: достаточно посмотреть на цифры конкурса на место. Это огромная работа, и в первую очередь научная. В организационном отношении занимает достаточное время. И это правильно. Кто-то не выбирает такой путь для себя. Но я всем молодым специалистам всегда говорю: стать академиком ты, может, и не обязан, но доктором наук, а уж тем более кандидатом - должен. И всегда в этом начинании поддержу и помогу.
Андрей Каприн: Звание академика РАН - пожизненное. И, поверьте, мы носим его с гордостью. Фото: Аркадий Колыбалов / РГ
Хорошо! Вот вы сказали об образовании, учебе в медицине. "Атлас топографической анатомии" вы, конечно, прочитали. А, к примеру, Достоевский современному доктору нужен?
Андрей Каприн: Медицина - это целая вселенная. Врач - это не просто человек со стетоскопом, скальпелем или шприцом, который умеет хорошо слушать, оперировать, делать уколы. Не зря же медицинское образование считается одним из самых сложных и, заметьте, долгих. Помимо сугубо "прикладных" предметов, как та же упомянутая вами анатомия, врач обучается этике, психологии, философии.
Химиотерапевты - прекрасные математики. Рассчитать дозы, спрогнозировать риски. А лучевые терапевты и радиационные физики! Сколько здесь расчетов, разметок. Здесь и физика, и химия, и статистика, и много еще чего! Междисциплинарность сегодня - основа функционирования онкологической службы. Для расчета показателей смертности, заболеваемости и корректировки нашей работы в этой области используются прогностические модели.
Советская медицинская школа была одной из сильнейших в мире. На этом историческом фото директор Института экспериментальной и клинической онкологии, президент Академии медицинских наук СССР академик Николай Николаевич Блохин проводит операцию. Сегодня традиции продолжает Ассоциация директоров центров и институтов онкологии и рентгенорадиологии стран СНГ и Евразии, которую возглавляет академик РАН Андрей Каприн. Фото: РИА Новости
Чтобы победить болезнь, врач и пациент должны быть заодно. Мало просто выписать лекарство или назначить и провести операцию. Необходимо уметь общаться с пациентом, родственниками, быть тонким психологом. Где-то смягчиться, где-то - "надавить" своим авторитетом, уметь поддержать разговор. Это сложная работа. Почему еще это важно в онкологии? Потому что, как правило, онколог и пациент идут "в связке" достаточно долгое время. Лечение онкологического заболевания - не "разовая акция". Лечение может длиться месяцами. Хирургический этап, химиотерапия, лучевая терапия - это все дело не одного дня.
И все-таки: что с Достоевским?
Андрей Каприн: В разные времена жизни, мне кажется, человеку бывают нужны разные книги. Бывает время Достоевского и Чехова, а бывает Конан Дойла и братьев Стругацких. Люблю исторические книги, с удовольствием их читаю. Просто потрясающие произведения после себя оставил великий Николай Иванович Пирогов. Читаешь и понимаешь, насколько глубок и велик был этот человек. Советую эти книги всем, в том числе и тем, кто не связан с медициной. Из современного неожиданно полюбилась книга Харуки Мураками "Как стать писателем".
Об авторе
Ирина Краснопольская - медицинский обозреватель "РГ", Герой Труда Российской Федерации.
Больше информации о последних научных достижениях и выдающихся ученых читайте в специальном проекте "Российской газеты" к трехсотлетию Российской академии наук - старт 7 февраля.