Неизлечимым больным станет проще получить морфий
Несколько лет назад в России само слово «паллиатив», то есть помощь неизлечимо больным людям, было многим незнакомо. И специалиста по этому направлению ни в поликлинике, ни в больнице днем с огнем было не сыскать. Но это очень важный вопрос и для людей, которых уже нельзя вылечить, и для их родственников, которые тоже страдают, не понимая, как помочь близкому человеку. Поэтому в государстве озаботились развитием паллиативной медицины. В частности, Минздрав подготовил проект приказа о стандарте медпомощи взрослым, у которых хронические боли. Документ размещен 18 января на портале проектов нормативных актов Правительства и проходит общественное обсуждение до 1 февраля. В новых правилах разбиралась «Парламентская газета».
Без скандалов не обошлось
Лет двадцать назад паллиативная помощь была в диковинку, и занимались этим в основном частные хосписы, которые в то время были наперечет, а не официальная медицина. Но всплеск скандалов, когда больные раком покончили с собой, заставил государство обратить на этот вопрос пристальное внимание.
С 2014 года власти вели большую работу по повышению доступности обезболивания для нуждающихся, сказал в 2023 году на IX конференции «Развитие паллиативной помощи взрослым и детям» глава Минздрава Михаил Мурашко. Это направление в медицине получило серьезную правовую и финансовую господдержку, отметил министр. В частности, для работы медиков разработали необходимую нормативно-правовую базу. Также в 2015 году вступил в силу закон, который упростил выписку наркологических обезболивающих средств онкобольным. Выделяет государство на паллиативную помощь и немалые деньги. Так, с 2021 года благодаря программе по развитию системы оказания паллиативной медпомощи размер федеральных субсидий регионам на эти цели ежегодно составляет 3,7 миллиарда рублей.
Дозу четко обозначили
Еще одним шагом стал проект приказа Минздрава о стандартах паллиативной помощи. Его авторы подробно расписали схему работы с паллиативными пациентами.
Так, для диагностики состояния больного понадобится первичная консультация узких специалистов: онколога, хирурга, терапевта, невролога, врача паллиативной помощи и патронажной службы. Эти же врачи будут наблюдать пациента и при лечении на дому. А в стационаре предусмотрен ежедневный осмотр терапевта и уход среднего и младшего медперсонала, сказано в документе.
Семейное горе поможет пережить психотерапия, решили авторы документа и включили консультацию этого специалиста в стандарты.
Для облегчения страданий врачи могут использовать большое количество разнообразных лекарств. Это и стимуляторы моторики желудочно-кишечного тракта «домперидон» и «метоклопрамид», и нестероидные противовоспалительные препараты «диклофенак», «кеторолак», и природные алкалоиды опия, к примеру, «морфин» и другие, причем как отдельно, так и в различных комбинациях. Также четко обозначены средние суточные и курсовые дозы всех применяемых лекарств.
Еще есть к чему стремиться
Это важный и ожидаемый документ, поделился своим мнением с «Парламентской газетой» экс-сенатор детский врач-онколог Владимир Круглый. По его мнению, за последнее время в развитии паллиатива в России наблюдается серьезное движение вперед. Но, к сожалению, проблемы все равно остаются: «Основная — кадровая, не везде хватает специалистов по паллиативной помощи. Конечно, все зависит от региона и от того, насколько этому вопросу уделяет внимание местная власть». Хотя ситуация улучшается, признал Круглый. Ведь такую медпомощь могут оказывать врачи любой специальности после того, как пройдут курсы повышения квалификации. Часто врачи совмещают работу по основной специальности с занятостью в выездных бригадах или паллиативных отделениях, привел он пример решения проблемы.
Кроме того, в сознании врачей все еще остается барьер, когда речь идет о применении наркотиков, добавил онколог еще один проблемный момент. Также, по мнению Владимира Круглого, важно усовершенствовать не только методы снятия болевого синдрома, но и лечение пролежней и других состояний, которые очень отягощают жизнь таких пациентов. А также уделять больше внимания выездной работе и деятельности отделений паллиативной помощи. Пока это эффективно действует далеко не в каждом регионе, посетовал экс-сенатор.
Вылечить нельзя, помочь — можно
Паллиативная помощь необходима в случаях, когда больного уже нельзя вылечить, но можно помочь достойно прожить то время, которое ему осталось, ранее пояснила нашему изданию врач-онколог заведующая паллиативным отделением Московского областного онкодиспансера Елена Евменова.
При этом паллиатив — это не только про онкологию. Справиться с тяжелым состоянием помогают и взрослым с кардиологическими, гематологическими, эндокринными, неврологическими, нефрологическими и психиатрическими заболеваниями, а также детям, напомнил Владимир Круглый.
Для этого больному нужно получить паллиативный статус. Сделать это можно, обратившись в поликлинику по месту прикрепления. Терапевт подскажет, какие документ надо собрать, и направит их на врачебную комиссию. После того как человек получит подтверждение статуса, ему смогут помочь в паллиативном отделении поликлиники или выездная патронажная бригада.