Войти в почту

Установлено оно было Самим Иисусом Христом. В Евангелии мы читаем об избрании и поставлении на служение апостолов (см. Ин. 20:22—23). В книге Деяний описывается, как апостолы возложили руки на избранных диаконов, тем самым посвящая их на служение (Деян. 6:6). И до сих пор это действие совершается архиереем и является прерогативой его служения, и совершается оно через возложение рук.

Становясь пастырем
© Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Именно поэтому это таинство также называют «рукоположением» или по-гречески — «хиротонией». Говоря словами святителя Иоанна Златоустого, несмотря на видимость происходящего, все совершает Бог, «и Его-то рука касается главы рукополагаемого». На посвящаемого нисходит благодать Святого Духа. Ее действием священнослужители укрепляются в несении собственного подвига и вразумляются в напутствии верующих.

В Православной Церкви существует три иерархические ступени: диакон — священнослужитель, помогающий совершать таинства, священник (пресвитер) и епископ — высший священнический сан. В таинстве им ниспосылается единая благодать, однако она сообщается в многоразличных дарах — каждому священнослужителю по мере его иерархической ступени (см. 1 Кор. 12:28).

Преемственность благодати существует с ранних времен христианства. Начинается от Иисуса Христа его ближайшим ученикам, от них — епископам, от епископов пресвитерам и диаконам. Непрерывающаяся связь священнической власти, дарованной им действием Святого Духа, является необходимым условием для совершения таинств.

Основная цель священнического служения заключается в попечении о спасении верующих — членов Церкви Христовой. Для этого и необходимы богослужение, таинства, целительное слово духовного наставления, — вспомогательные средства, которые предлагает верующим Святая Церковь. Наиболее значимым для прихожан является личный пример возвышенной христианской жизни пастыря (см. Мф. 5:16).

Священнослужитель имеет предельно высокую ответственность за духовную жизнь пасомых, а потому дает отчёт перед Богом не только за собственную жизнь, но и за духовное состояние прихожан. Поэтому, вспоминая апостольское увещевание, следует заметить, что невозможно лишь по собственному желанию стать служителем Господним, но исключительно по призыву Божию (см. Евр. 5:4).