Войти в почту

От диагностики до выздоровления: как оказывают помощь онкобольным в Москве

В Москве разработали алгоритмы для оказания онкопомощи пациентам. Конкретно прописанные маршруты называются клиентские пути. Они охватывают все стадии — от диагностики онкологического заболевания до окончания наблюдения при выздоровлении пациента. Подробнее о том, как город помогает людям с онкологией, — в материале «Вечерней Москвы».

Как оказывают помощь онкобольным в Москве
© Вечерняя Москва

Разработанные алгоритмы

Клиентские пути пошагово описывают все этапы диагностических обследований и лечения онкозаболеваний. Алгоритмы подготовлены с учетом федеральных клинических рекомендаций. В них указаны:

приемы специалистов;список исследований и анализов;сроки их исполнения;максимальный промежуток времени прохождения каждого этапа диагностики и лечения.

Кроме того, после завершения лечения пациента ставят на диспансерный учет. Он продолжает наблюдаться у врачей и проходить необходимые обследования. Его лечащий врач контролирует состояние здоровья и отслеживает динамику. Подробную информацию о клиентских путях можно найти на сайте московского департамента здравоохранения.

Главный внештатный специалист-онколог Департамента здравоохранения Москвы, директор МКНЦ имени А. С. Логинова Игорь Хатьков рассказал «Вечерней Москве», что разработка клиентских путей — крайне важная задача:

— Она помогает наглядно представить четкий алгоритм действий для врача на каждом этапе диагностики и лечения пациента. В них прописаны алгоритмы действий врача амбулаторного звена, врача-онколога в центрах амбулаторной онкологической помощи, врача стационара, с формированием конкретного перечня действий, которые необходимо выполнить на каждом из этапов лечения пациента.

Медик подчеркнул, что данные об онкопациенте заносят в единую информационную систему. Это помогает обеспечить взаимосвязь всех уровней медпомощи, которую необходимо оказать больному. Кроме того, по словам специалиста, в совокупности эти факторы намного улучшают оказание онкопомощи в столице.

Заместитель главного врача по онкологической помощи Боткинской больницы Дмитрий Греков также отметил большое значение клиентских путей в диагностике и лечении пациентов с онкологическими заболеваниями:

— Департамент здравоохранения Москвы совместно с московским онкологическим сообществом реализовали важный проект — клиентские пути, суть которого заключается в пошаговой детализации этапов диагностики и лечения пациента при онкологическом заболевании. В схеме четко прописан перечень необходимых исследований, последовательные этапы лечения и, самое главное, сроки их выполнения.

Врач оценил разработанные в Москве «клиентские пути» по онкологии

Главврач уверен, что одной из важнейших составляющих клиентских путей является их общедоступность. Любой желающий может ознакомиться с алгоритмами на сайте Департамента здравоохранения Москвы. Он отметил, что проект «Клиентские пути» — это еще один очень важный шаг для улучшения оказания онкологической помощи.

Новый стандарт диагностики онкозаболеваний

В Москве произошло основательное переоборудование патоморфологических лабораторий за последние два года. Это позволило в 1,5 раза увеличить объемы клинических исследований. Кроме того, в рамках внедрения нового стандарта онкопомощи было закуплено более 300 единиц медтехники.

Также в столице создали специализированный центр для проведения эндоскопических исследований в Боткинской больнице летом 2021 года. А уже осенью первые онкопациенты смогли получить диагностические исследования во втором центре на базе Городской клинической больницы им. В. М. Буянова.

Персональные онкопомощники и онкопаспорта

В 2020 году в столице начал свою работу проект «Персональный онкопомощник». Он реализуется в рамках нового стандарта онкопомощи. Его основными задачами являются консультативная и организационная поддержка:

пациентов с подозрением на онкологию;пациентов с подтвержденным онкологическим заболеванием.

Онкопомощники помогают пациенту:

записаться на прием;записаться на сдачу анализов;записаться на обследование;напоминают о сдаче анализов и дате приема.

На сегодняшний день в проекте «Персональный онкопомощник» работают более 80 специалистов. Всего за два года они смогли помочь почти 90 тысячам жителей столицы. Персональные помощники значительно улучшили качество работы с онкопациентами.

Также одним из новшеств стало появление электронных онкопаспортов. Их заводят пациентам, у которых подтвердился онкологический диагноз. Онкопаспорт содержит всю необходимую информацию о диагнозе пациента и этапах его лечения. Онкобольной может зайти раздел «Мой онкопаспорт» в электронной медицинской карте на портале mos.ru или в приложении emias.info, а врач — в системе ЕМИАС.

Искусственный интеллект

В Москве начал свою работу пилотный проект по цифровой трансформации патоморфологических исследований. Медики создают цифровые копии биологических материалов, а также единую базу гистологических изображений. На ее основе протестируют и обучат технологии искусственного интеллекта. Врачи смогут получать еще одно мнение в онлайн-режиме и проводить консультации в особо сложных случаях, благодаря цифровым копиям.

Отметим, что на данный момент на базе двух городских онкологических больниц — Московской городской онкологической больницы № 62 и Московского клинического научного центра имени А. С. Логинова — тестируют два сервиса на основе нейронных сетей.

Якорные онкологические стационары Москвы

С 2019 года помощь онкобольным пациентам в Москве осуществляется на базе шести якорных онкоцентров:

Московский клинический научный центр им. А. С. Логинова;Городская клиническая больница имени Д. Д. Плетнева;Городская клиническая онкологическая больница № 1;Городская клиническая больница им. С. П. Боткина;Московская городская онкологическая больница № 62;Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» Департамента здравоохранения города Москвы.