Телеканалы и радиостанции могут потерять 30 млрд рублей из-за запрета рекламы медикаментов. В Госдуме 3 декабря приступают к рассмотрению поправок в статью 24 закона «О рекламе», которые полностью запрещают рекламу лекарственных средств на ТВ и радио. Документ был внесен в нижнюю палату группой депутатов, в том числе Владимиром Жириновским и Ярославом Ниловым, еще в январе прошлого года, но рассмотрение постоянно переносилось. По данным опросов, 60% россиян свои болезни лечат сами. По мнению авторов законопроекта, во многом это обусловлено теле- и радиорекламой. Люди идут в аптеку, минуя визит к врачу, и зачастую делают себе хуже, так как только заглушают симптомы. От самолечения в год умирают 60 тысяч россиян, а в мире это явление занимает пятое место среди причин смерти. Глава группы «Коммуникатор» Виктор Майклсон считает, что есть определенная категория людей, которые попадаются на уловки маркетологов. Виктор Майклсон глава группы «Коммуникатор» «Телевидение как источник информации смотрят, как правило, постсоветские люди, которые считают, что любое слово, сказанное через ящик, — это истина в последней инстанции, как газета «Правда». Для них такая реклама опасна. Кроме того, эти люди довольно часто не различают рекламу, особенно если это какой-нибудь продакт-плейсмент или нативная реклама. Эти хитрые вещи, которыми мы, маркетологи, пользуемся, для, так сказать, простого обывателя не видны. Обыватель думает, что это Минздрав рекомендует или Главздрав рекомендует. Назовите свою компанию «Главздрав» и продавайте абсолютно все. Все будут считать, что это государственное агентство. Чем хуже продукт (если это сильный бренд), тем выше у него маржа и тем больше денег тратится на рекламу, чтобы люди запомнили название и, придя в аптеку, сказали: дайте мне вот это». Однако сохранение здоровья россиян — не единственная цель законопроекта. В основном рекламное время на ТВ покупают крупные западные производители. Это не очень соответствует политике импортозамещения. Ситуацию комментирует председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов. Ярослав Нилов председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике «Иностранные компании обладают серьезными ресурсами для ведения рекламных кампаний и продвижения своего товара. А наши, не выдерживая такой конкуренции, просто вынуждены сворачивать производство. А это вопрос не просто обеспечения лекарственными препаратами — это вопрос национальной безопасности». Однако рекламируют свою продукцию на ТВ и отечественные компании. Например, OTCPharm или «Нижфарм», который, правда, входит в международный конгломерат STADA. Законопроект пролежал на полке почти два года. Почему, объясняет эксперт фармрынка, бывший генеральный директор «Фармацевтической фабрики Санкт-Петербурга» Тамерлан Балеев. Тамерлан Балаев эксперт фармрынка, бывший генеральный директор «Фармацевтической фабрики Санкт-Петербурга» «Очень много фирм, заинтересованных в этой прямой рекламе. Ну и, кроме того, крайне в этом заинтересованы сами средства массовой информации. Сила лоббистская, можете себе ее представить. Они потеряют очень много — наше телевидение и все прочие. Вы включите телевизор, там треть рекламы идет лекарств. Я считаю, что запрет все-таки — это правильно. Меня сейчас мои коллеги могут обругать, потому что, естественно, объем продаж в конечном итоге в аптеках тоже может от этого упасть. И это может повлечь за собой просто закрытие аптек, разорение. Прямая реклама всегда очень сильно стимулирует продажи, и, естественно, при ее отсутствии продажи сократятся». По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, львиная доля рекламных бюджетов фармкомпаний — 91% — приходится на телевидение. Почти 19% всего объема рекламы на ТВ и радио приходится на лекарства, и при запрете СМИ потеряют более 30 млрд рублей. На сторону противников законопроекта встала ФАС. Служба считает запрет чрезмерным, поскольку реклама позволяет потребителям ознакомиться с ассортиментом препаратов. Законодатели напоминают, что всю информацию можно узнать в интернете или спросить у провизора в аптеке.