Все «ПроДокторов»: как жители Краснодара создали крупнейших сайт с отзывами о врачах
Первый в России сайт с отзывами про врачей «ПроДокторов» задумывался еще в 2009 году. В то время его основатель Сергей Федосов работал в Краевой больнице №1 Краснодара и хотел сделать полезный сервис для своих пациентов. «Ко мне часто обращались люди с одним и тем же запросом: им был нужен хороший доктор. А потом они делились обратной связью. Иногда замечал, что отличные в моем понимании врачи - опытные кандидаты наук получали меньше симпатий, чем «новички». И стал советовать уже исходя не из своего мнения, а на основе отзывов пациентов», - делится Сергей Федосов. Два года понадобилось практикующему хирургу, чтобы найти IT-компаньона в лице своего одноклассника Дмитрия Апалько. Он разработал сайт и вовлекся в альтруистический проект. На тот момент перспективного айтишника Краснодар мало интересовал: работа в «Мегафоне» не давала развития, а единственным выходом было перебраться в центр — Москву или Санкт-Петербург. Либо начать свой проект. В 2011 году появился сайт с отзывами о врачах «ПроДокторов». Первый в России подобный проект в медицинской тематике. Сначала основатели справлялись своими силами: раскидывали информацию о ресурсе на форумах, иногда Сергей рассказывал про ресурс своим пациентам. Модерировали тоже сами: после работы перечитывали мнения пациентов, корректировали грамматику, убирали ненормативную лексику. «Мы попали в точку — у людей была потребность рассказать про врачей, но они не знали, где это сделать. А тут появился «ПроДокторов» и возможность высказаться. Первые два года работали вдвоем, без команды. Потом появился модератор — одному справляться с проверкой отзывов стало еще сложнее, в день их копилось по 50-100 штук» - продолжает Сергей Федосов. Первым из компании «Мегафон» уволился Дмитрий Апалько и стал все время отдавать «ПроДокторов». Сергей же перешел на ночные дежурства в больнице и так продлилось до 2016 года — его попросту не отпускали. «Я долгое время не мог уйти из больницы. Казалось, что это предательство всех, кто обращается за помощью. С другой стороны, в офисе уже тогда работала команда из 50 человек, я был с ними по восемь часов каждый день, их предать нельзя. В один из дней в сознании что-то щелкнуло, уволился окончательно и стал развивать проект», - отметил Сергей Федосов. Сейчас на «ПроДокторов» больше 1,6 млн отзывов и эта цифра растет каждый день. Причем соотношение позитивных и негативных мнений о работе врачей 80% к 20% — в пользу положительных. Все отзывы проходят проверку: в отделе модерации работает почти 30 человек. Как рассказал Сергей Федосов, оставить мнение на сайте максимально просто. Пользователь пишет отзыв и «регистрируется» на сайте, оставляет свои контактные данные. В SMS приходит код, пациент должен его ввести, чтобы мнение «упало» в автоматический фильтр. На этом этапе взаимодействие с пользователем заканчивается. Дальше работу выполняют робот и отдел модерации. Автоматический фильтр настроен по ряду параметров и может определить, фейковый отзыв или нет. Если нет — отзыв публикуется на сайте. Если вопросы возникают — отдел модерации связывается с пользователем, запрашивает дополнительные документы. Среди них, например, может быт чек или заключение врача без указания персональных данных. «Врачи ошибочно думают, что пользователи с удовольствием пишут негативные отзывы. Совсем не так: у нас очень много положительных мнений. Кстати, с этого месяца запустили еще одну фичу — теперь доктора может посоветовать его коллега! Ресурс часто обвиняли в субъективности, мол, пациент без образования не может оценить качество работы врача, просто не имеет права. Теперь мы добавили новую опцию, чтобы все уравновесить», - поделился Сергей Федосов. Сайт ежемесячно посещают от 11 до 14 млн пользователей — они ищут нужного врача, читают отзывы или записываются на прием. Интересно, что большая часть записей на прием к нужному доктору происходит ночью или по вечерам. Это объясняется довольно просто: пользователи заканчивают все свои домашние дела дели и уделяют время себе. Вернее своему здоровью и поиску врача. «На сайте существует система рейтинга врачей, она складывается из оценки пациентов и квалификации врача. Многие озабочены «звездочками», однако, это не главное. Пользователи внимательно читают про опыт/место специалиста. Кстати, на изучение мнений тратят в среднем 15-20 минут. А еще внимательно изучают ответы врача на отзыв пациенту, особенно, если там негатив или какая-то отрицательная характеристика», - рассказал Сергей Федосов. По словам сооснователя, врачи относятся к отзывам по-разному. Одни не обращают внимания на негатив — невозможно быть хорошим для всех, другие исправляют ситуацию, а третьи пытаются удалить отзыв в судебном порядке апеллируя к мнению «ну, что понимает тот пациент?». Ресурс прошел больше 50 судебных дел, где отстаивал мнение пациента и его отзыв. «Да, не все врачи относятся спокойно к субъективному мнению пациента, особенно, если оно негативное. В этом случае я всегда привожу пример о медицинском нарциссизме — довольно сложном психологическом механизме защиты. С одной стороны, это позволяет справиться со стрессом в такой сложной работе, а с другой стороны иногда мешает адекватно оценивать реакцию пациента. Врач не может нравится всем. Кому-то нужен специалист жестче, кому-то помягче. В вопросе лечения подход специалиста является одним из ключевых факторов выздоровления. И что бы не говорили о «ПроДокторов», мы всей командой идем к большой цели - помочь врачам и пациентам начать лучше понимать друг друга, а значит врачам повысить эффективность своей работы, а пациентам быстрее выздоравливать», - заключил Сергей Федосов.