Человеком года в здравоохранении стал главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова Николай Плавунов. Награду ему вручили на ассамблее «Здоровая Москва». Николай Плавунов рассказал mos.ru, как современные технологии меняют работу скорой помощи и какие правила необходимо соблюдать жителям мегаполиса для сохранения здоровья. — Николай Филиппович, вы стали обладателем премии «Человек года в здравоохранении». Чем для вас ценна эта награда? — Тем, что это награда профессионального сообщества. Коллеги на тайном голосовании решили отдать эту премию мне. В нашей профессии вообще очень важны поддержка и признание коллег. Мы всегда стараемся помогать друг другу. Это касается и опытных, и новых сотрудников. — На ваш взгляд, что самое главное в работе современного врача в мегаполисе? — Думаю, основными являются два фактора. Первый — это профессиональная компетенция врача. Ни в одной профессии нельзя быть успешным, не будучи компетентным, а в медицине — особенно, поскольку речь идет о жизни и здоровье человека. А второй фактор — это пациентоориентированность. Мы на станции (Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. — Прим. mos.ru) уже второй год занимаемся этим вопросом, запустили специальные обучающие курсы. В общих чертах пациентоориентированность — это способ коммуникации между пациентом и врачом, когда оба выступают партнерами в проведении лечебного процесса, доверяют друг другу. Эта новая модель приходит на смену патерналистской, при которой мнение пациента практически не учитывалось. Рассказывать о пациентоориентированности, на мой взгляд, необходимо уже на этапе подготовки специалистов, во время обучения в вузах. — Как часто врачу необходимо повышать свою квалификацию? — На станции мы ушли от такого устаревшего понятия, как повышение квалификации, и ввели систему непрерывного медицинского образования. Врачам в течение года необходимо набрать не менее 50 зачетных баллов. 36 из них дают за обучение по определенной программе. Оставшиеся 14 можно набрать, участвуя в различных конференциях, семинарах, вебинарах. Фельдшеры пока занимаются по старой модели, то есть проходят курсы повышения квалификации один раз в пять лет, но, я думаю, со следующего года они тоже перейдут на систему непрерывного медицинского образования. Помимо этого, каждый член нашей команды должен ежегодно демонстрировать определенное количество практических умений, которые требуются при оказании скорой помощи, особенно при экстренных состояниях. Также мы создали электронный образовательный ресурс, где выложены видеолекции, вебинары, учебно-методические пособия, презентации. В течение года каждый сотрудник должен в определенном объеме изучить эти материалы. Кстати, мы презентовали эту систему на ассамблее «Здоровая Москва», и она вызвала большой интерес у коллег. Пока мы используем ресурс только для сотрудников скорой помощи, но в будущем, возможно, частично откроем его и для других организаций. Московская скорая помощь по эффективности заняла второе место в мире«Верность профессии»: врачам столичной скорой вручили медицинский «Оскар» — Сегодня с момента поступления вызова до выезда бригады проходит всего две минуты 30 секунд. Как удалось добиться такого результата? — Большую роль играют информационные технологии. Информационная система не только позволяет фиксировать события, но и анализировать их, делать выводы и, соответственно, улучшать работу организации. Если несколько лет назад среднее время приезда скорой помощи составляло около 19 минут, то сейчас — чуть больше 12. Технологии помогают с момента поступления вызова. Очень важно понять, почему человек обратился, какой у него повод, какая бригада ему требуется в данный момент. Для этого существуют определенные алгоритмы опроса, они стандартизированы и обязательны для каждого оператора. Прежде всего, выявляется основной повод. Затем открывается «дерево» опроса, которое четко по регламенту заполняется оператором. После этого система, проанализировав ответы, окончательно выдает повод для вызова, определяет, экстренный он или неотложный. — В чем еще современные технологии помогают сотрудникам скорой? — Существует система, которая помогает определить место для медицинской эвакуации. Если специалисты приезжают на вызов и понимают, что пациента необходимо эвакуировать, то с помощью планшетного компьютера, которыми оснащены все бригады, могут запросить место в больницах по 59 заболеваниям. Отдельно подчеркну, что не бригада принимает решение о выборе стационара, а система на основании автоматического анализа данных о заболевании и расстоянии до ближайшей больницы нужного профиля. Всего в планшетных компьютерах на данный момент 24 функции, и постепенно их становится больше. Недавно появился специальный сервис для пациентов с инфарктом миокарда, поскольку за такими вызовами ведется особое наблюдение. Если при снятии кардиограммы подтверждается инфаркт миокарда, бригада делает об этом отметку в планшете, и в течение часа пациент должен быть доставлен в профильный стационар со свободной ангиографической операционной. Еще одна очень важная функция — консолидация с ЕМИАС и с данными информационной системы фонда ОМС. Уже по пути к больному бригада с планшета заходит в систему ЕМИАС, видит электронную амбулаторную карту пациента, историю посещения врачей, диагноз, рекомендации по лечению, анамнез. Это очень важно, поскольку пациент далеко не всегда может вспомнить эту информацию. То же самое касается данных фонда ОМС. Там тоже есть история пациента: госпитализации, амбулаторное лечение. Специалисты понимают, что может произойти с пациентом, какие укладки потребуются в первую очередь, понадобятся ли реанимационные средства. — Расскажите, как меняется оборудование, которым оснащены машины скорой помощи. — Оборудование становится более компактным, функциональным и понятным для персонала. Даже в сложных аппаратах все сделано логично. Понятный интерфейс позволяет быстро выставить необходимые параметры и ориентироваться на состояние пациента. Сегодня каждая бригада скорой помощи готова к реанимации самого тяжелого пациента. Лучше всего оснащены специализированные реанимационные машины. Там появляются аппараты для искусственной вентиляции легких более высокого уровня, кардиомониторы и дефибрилляторы экспертного класса, автопульс. Сейчас мы занимаемся программой внедрения ультразвуковой диагностики на этапе скорой медицинской помощи. То есть скоро у бригад появятся портативные аппараты для УЗИ-диагностики. В Москве появятся уникальные реанимобили, оснащенные искусственным сердцемМосковские скорые оснастят портативными УЗИ-аппаратами — Как будут развиваться новые технологии в медицине? Будут ли роботы заменять врачей и фельдшеров? — Тренд роботизации вызывает легкую улыбку. Почему-то многие считают, что робот — это панацея от всего. На самом деле робот — это всего лишь помощник. Он может взять на себя некоторые функции человека, но медицинское клиническое мышление человека никто не отменял. В скорой помощи уже сегодня используются некоторые роботизированные технологии. Например, автоматический аппарат для компрессии грудной клетки — это робот. Без этого аппарата бригада обязана остановить машину на время проведения сердечно-легочной реанимации, а при его наличии можно продолжать движение. В этом году мы планируем внедрить центр компетенции на колесах, который приезжает и решает все проблемы, связанные с экстренной ситуацией — например, ожоговой травмой пациента, остановкой кровообращения или другими. — Чем отличается столичная скорая помощь от аналогичных служб за рубежом? — С точки зрения логистики все примерно одинаково: прием вызова, передача бригаде, выезд. С точки зрения объема помощи и состава бригад, конечно, все индивидуально. Если брать европейский опыт и опыт США, то в составе бригады выезжают парамедики или медработники с уровнем образования медсестры. Бригады в составе врача и фельдшера (как у нас в России) выезжают в единичных, очень тяжелых случаях. И, как правило, эти бригады находятся в составе больниц и госпиталей. Интересно, что в некоторых странах на скорой помощи работают волонтеры. Конечно, для них подбираются соответствующие несложные случаи. По сути, они просто транспортируют пациентов в стационар. Недавно появилась новость о том, что в Германии будут объединять скорую и неотложную помощь в единое звено. В Москве это сделали еще в 2017 году, когда был создан единый городской диспетчерский центр. Этот шаг был необходим в первую очередь для жителей столицы. Теперь им не надо гадать, как прежде, куда звонить, когда нужен врач: ведь в городе было около ста отделений неотложки и у каждого свой семизначный номер телефона. Сейчас достаточно знать два номера: 103 — непосредственно скорой помощи и 112 — службы спасения. При звонке на любой из них вызов поступает в единый городской диспетчерский центр скорой и неотложной медицинской помощи Москвы. Четыре миллиона выездов в год: как работает столичная служба скорой помощиБолее 11 тысяч сотрудников и 15 тысяч звонков в сутки: скорая помощь Москвы отмечает 100-летие — В рамках ассамблеи «Здоровая Москва» вы были модератором сессии «Скорая и неотложная медицинская помощь — технологии эффективности». Какие главные тезисы по итогам сессии вы могли бы назвать? — Это очень обширная тема. Когда мы проводили Всероссийскую конференцию по скорой медицинской помощи, даже двух дней не хватило, чтобы обсудить все вопросы, связанные со скорой медицинской помощью. А здесь на сессию отводилось всего полтора часа. Поэтому мы сконцентрировались на трех аспектах: лечебные технологии, диагностические технологии и технологии контроля качества. — Как сохранить здоровье в условиях такого мегаполиса, как Москва? — В Москве хорошо развита система ранней диагностики. Есть программы «Здоровая Москва», диспансеризации, скрининга и другие. Кроме того, если у вас есть хроническое заболевание, то, конечно же, необходимо придерживаться рекомендаций врача и помнить, что назначенное лечение должно проводиться постоянно.