Генетика не влияет на развитие болезней — эксперты

Фото: depositphotos.com Поломки в геноме человека крайне слабо влияют на развитие болезней, хотя нередко принято считать обратное. К такому выводу пришли исследователи Университета Альберты (Канада). Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One. Столь неожиданный результат ученые получили, досконально проанализировав данные 569 генетических исследований за 20 лет, которые касались 219 медицинских состояний. Во всех работах были представлены результаты взаимосвязей между мутациями генов, известными как однонуклеотидный полиморфизм, и разными заболеваниями. По итогам анализа выяснилось, что генетика оказывает влияние на развитие заболеваний менее чем в 5% случаев. Как уточняют авторы работы, взаимосвязи между большинством болезней и генетикой в лучшем случае «шатки». В том числе это касается многих видов рака, диабета и болезни Альцгеймера, уточняют авторы исследования. «Проще говоря, ДНК — это не ваша судьба, а ОНП — липовое предсказание болезни». Правда, в ряде случаев взаимосвязи между генетическими поломками и развитием болезней все же есть, но их немного — например речь идет о болезни Крона или целиакии. Генетический вклад в развитие последних оценивается приблизительно от 40% до 50%. Вместо генетики на развитие болезней куда сильнее оказывает влияние образ жизни, который ведет человек, его рацион питания, а также воздействие на него химических веществ, бактерий или вирусов, уточняет соавтор исследования Дэвид Вишарт, профессор факультета биологических наук Университета Альберты. И для оценки вероятности заболеть тем или иным заболеванием куда важнее отслеживать состояние микробиоты и уровень метаболизма, а также учитывать качество воды, воздуха и еды. Интересно, что результаты очевидно противоречат идеям, лежащим в основе генетических анализов — разработчики последних, напротив, считают, что тестирование помогает предсказать риск заболевания.

Генетика не влияет на развитие болезней — эксперты