Почему оснащение общественных мест дефибрилляторами бесконечно затягивается
Умершему пилоту было 49 лет. Сильный, уверенный в себе, незадолго до трагедии прекрасно выглядел и шутил - таким Дамира Ахметова запомнили близкие. Как получилось, что у человека, который перед каждым рейсом проходит медицинский контроль, произошло столь резкое ухудшение состояния? Что уж тогда говорить о пассажирах, среди которых достаточно много хронически больных: случись что на высоте, успеют ли нас живыми спустить с небес на землю? Точную причину летального исхода установит следствие. Эксперты, с которыми довелось говорить об этом, отмечают: к смерти пилота могла привести внезапная летальная аритмия. Она может возникнуть даже при абсолютном покое. Человека проверяют под жесткими нагрузками при медосмотре - у него все хорошо. А при резком изменении ситуации - раз, и все. Предусмотреть это очень сложно, но нужно быть к этому готовым. По мнению специалистов, часто в подобных ситуациях пострадавшему требуется реанимационная помощь, которая без дефибриллятора может оказаться неэффективной. Во многих странах в ходу компактные автоматические приборы размером с автоаптечку, которыми может воспользоваться любой человек, оказавшийся рядом с пострадавшим. Аппарат запрограммирован распознавать нарушение ритма, опасное для жизни, и сам принимает решение, «стрелять» или нет. На корпусе указано, как накладывать электроды, а голосовые команды подсказывают порядок действий при реанимации. Однако в нашей стране дефибрилляторы разрешено использовать только персоналу лечебных учреждений. Никто, кроме них, оказывать первую помощь, используя дефибрилляторы, не имеет возможности - их попросту нигде нет. Проблема обсуждается на самом верху, но окончательного решения не принято. Да, эти приспособления достаточно дороги: каждый аппарат стоит несколько десятков тысяч рублей, а комплект одноразовых электродов - около 3,5 тыс. руб. Однако законодатели и Минздрав могли бы разрешить использовать эти устройства хотя бы в порядке рекомендации. Для школы купить такой прибор накладно, но, возможно, найдутся спонсоры или родители скинутся. Выиграть время Внедрение общественных дефибрилляторов есть смысл начать именно с самолетов, где в экстренной ситуации эти устройства можно применить наиболее оперативно, а прибытие бригады скорой помощи до посадки невозможно. Как известно, причиной остановки кровообращения часто становится инфаркт, возникший на фоне закупорки сердечной артерии тромбом. Но даже в этом случае сердце не погибает моментально. От формирования тромба до некроза тканей проходит 1,5 - 3 часа. Здесь и понадобится дефибриллятор, который поможет пострадавшему сохранить жизнь, пока его не доставят в больницу, так как летальная аритмия с остановкой сердца может случиться в любой момент. Во многих странах понимают важность такого способа реанимации. В Европе в каждом публичном месте висит несколько автоматических дефибрилляторов. В Швеции, например, они есть даже на светофорах, не говоря уже о кафе, барах, гостиницах. Нам тоже надо с чего-то начинать. Оснастить дефибрилляторами все важные места, запустить обучающие ролики по телевидению, рассказывать, как действовать, если что-то случилось. К слову, именно в СССР в 1952 году был выпущен первый серийный дефибриллятор постоянного тока. А современный бифазный импульс дефибриллятора, наиболее безопасный для сердца, в Советском Союзе стали использовать на десять лет раньше, чем в других странах. Но сейчас в этом плане мы, к сожалению, очень отстаем. В полете пьем воду и машем ногами Перепады давления внутри самолета, низкая влажность воздуха, длительное стесненное положение пилотов и пассажиров в кресле - все это приводит к ухудшению венозного оттока из нижних конечностей и замедлению кровотока. Практически у всех авиапутешественников повышен риск развития флеботромбозов и тромбоэмболий легочной артерии, - предупреждает врач-анестезиолог-реаниматолог, канд. мед. наук Андрей Акатов. Он напоминает, что делать, чтобы полет прошел без осложнений. Пейте воду. Разумный минимум - 200 мл в час. А вот от приема спиртного лучше воздержаться. Алкоголь способствует потере жидкости с мочой, что создает условия для тромбообразования. Так же действуют кофе и чай. Сидя в кресле, сгибайте и разгибайте ноги, при любой возможности пройдитесь. Постарайтесь обойтись без успокоительных. Вы можете уснуть, а это опять же длительная неподвижность и риск пережатия подколенных вен подушкой сиденья, что может привести к застою крови в венах ног, образованию в них тромбов и миграции их в легочную артерию. Используйте компрессионные чулки. В качестве тромбопрофилактики отдайте предпочтение низкомолекулярным гепаринам. Прием варфарина непосредственно перед полетом - плохая идея. Пейте его в течение нескольких дней после полета в сочетании с гепарином или другим антикоагулянтом. Аспирин и клопидогрель рекомендованы в качестве профилактики артериальных тромбозов. Важный закон обсуждают в Госдуме Вопросом использования дефибрилляторов на транспорте и в других общественных местах занимается экспертный совет при Комитете по охране здоровья Госдумы, который возглавляет Леонид Огуль. Специально для «Экспресс газеты» он прокомментировал ситуацию: - Мне самому приходилось оказывать помощь людям, почувствовавшим себя плохо в самолетах и поездах, и могу с уверенностью сказать: дефибрилляторы там нужны. Так же, как они нужны в местах массового скопления людей - в торгово-развлекательных центрах, на стадионах, вокзалах, в школах, вузах и т.д. В Госдуме прошел первое чтение законопроект об использовании дефибрилляторов неограниченным кругом лиц, и сейчас идет работа над вторым чтением. Документ обсуждается в Минздраве, Минтрансе и МЧС. Думаю, в ближайшее время будут внесены поправки ко второму чтению. Мировой опыт применения этих устройств показывает существенное повышение уровня выживаемости пострадавших от приступа сердечной недостаточности. Использование дефибрилляторов любым человеком законодательно разрешено в 13 европейских странах и в подавляющем большинстве штатов США. Надеюсь, и в России это скоро станет возможно, а значит, многие жизни могут быть спасены. Сердцу тревожно в груди Отчего наш «пламенный мотор» может внезапно остановиться. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) Что это. Несоответствие между объемом крови, проходящим через коронарные артерии и тем объемом, который необходим для питания сердца. Не всегда это вызвано атеросклеротическим поражением коронарных артерий. Возможен просто их спазм. Симптомы. Часто заболевание протекает бессимптомно до тех пор, пока просвет артерий не уменьшится до 70 - 75 процентов, и «голодное» сердце возвещает о дефиците кислорода стенокардией или одышкой. В некоторых случаях человек может нормально себя чувствовать и не подозревать, что уже на пути к инфаркту. Что делать. Все проявления ИБС выявляются на ЭКГ и велоэргометрии. Нарушения ритма Что это. Неритмичность сокращений может быть обусловлена чем угодно, но, как правило, это экстрасистолия - внезапное внеочередное сокращение желудочков с последующей компенсаторной паузой. Иногда экстрасистолия бывает и в норме. Тахикардия (увеличение частоты сердечных сокращений свыше 90 ударов в минуту) или брадикардия (редкий ритм - до 40 ударов в минуту) считаются еще более серьезными нарушениями. Критические показатели - частота сердечных сокращений ниже 50 или выше 120. Симптомы. Слабость, головокружение, ощущение «замирания» или, наоборот, резких толчков сердца, одышка, обмороки, потеря сознания. Что делать. Снять электрокардиограмму во время приступа аритмии. Сдать общий анализ крови, мочи, пройти эхокардиографическое, неврологическое исследование. А если потребуется - снять энцефалограмму, провести суточное (холтеровское) мониторирование ЭКГ, пробы с физической нагрузкой и др. Тромбоз Что это. Опасное состояние, при котором в венах ног образуются тромбы. Сорвавшись с места, они могут вызвать тромбоэмболию - перекрытие легочной артерии. Самые опасные - те, что образовались в крупных венах: подвздошной, бедренной, подколенной. Симптомы. Тромбоз глубоких вен может никак себя не проявлять. Иногда ощущаются распирающая боль в конечности, ее отек, болезненность в икроножных мышцах. Что делать. Ультразвуковая допплерография нижних конечностей поможет определить характер кровотока, его скорость, направление, объем течения крови, оценить состояние клапанов вен. По результатам обследования флеболог назначит лечение, препятствующее тромбообразованию. Имей в виду Риск тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) сохраняется высоким в первые две недели после дальних полетов и постепенно снижается только через восемь недель.