Эксперты: маркировка не повлияет на стоимость лекарственных препаратов
Каковы успехи у остальных игроков рынка, для которых маркировка станет обязательной с 1 января 2020 года? И главный вопрос, который волнует потребителей: вырастут ли цены на лекарства? ВЗН: полет нормальный Со старта обязательной маркировки препаратов, закупаемых в рамках госпрограммы "12ВЗН", прошло уже два месяца. Все производители, дистрибьюторы и аптеки подготовились и включились в процесс согласно установленным правительством срокам. Оператор государственной системы маркировки, компания "Центр развития перспективных технологий", также выполнил все необходимые работы: система прошла госприемку, производителям предоставлены регистраторы эмиссии, аптекам - регистраторы выбытия (3600 устройств по стране). Производители препаратов по госпрограмме - например, компании "Р-Фарм", "Изварино" и другие - уже начали выпуск коммерческих партий препаратов. "В системе маркировки лекарств мы видим полную прослеживаемость препаратов для лечения высокозатратных нозологий. Упаковки с маркировкой уже поступили в аптеки Калужской, Владимирской, Ярославской, Рязанской, Костромской и Ленинградской областей и других", - заявил генеральный директор компании "Оператор-ЦРПТ" Дмитрий Алхазов. Новый год не за горами Следующий этап внедрения маркировки - включение в процесс прослеживания всех лекарств. Большинство фармкомпаний, как российских, так и иностранных, находятся на завершающей стадии подготовки, выпускают тестовые партии. А отдельные производители, не дожидаясь 1 января, начали выпуск коммерческих партий препаратов, в том числе из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, наиболее востребованных. На иностранных фармзаводах, производящих лекарства для российского рынка, также завершается подготовка к маркировке Новосибирская фармкомпания "Обновление" в ноябре полностью перешла на выпуск лекарств с цифровыми кодами. "Компания уже выпустила 56 наименований препаратов в количестве 18,3 миллиона упаковок, маркированных цифровым кодом. Отгрузка маркированной продукции дистрибьюторам, аптечным сетям и розничным аптекам начата с октября 2019 года и в ближайшее время будет доступна потребителю", - заявил исполнительный директор компании Владимир Гречкин. На иностранных фармацевтических заводах, производящих лекарства для российского рынка, также завершается подготовка к выпуску "цифровых" упаковок. Например, венгерская компания "Гедеон Рихтер" в декабре выпустит первую коммерческую партию с кодом. Об этом сообщила заместитель директора, руководитель департамента регистрации представительства "Гедеон Рихтер" (Венгрия) в Москве Наталья Волович: "В первую неделю декабря 2019 года в Будапеште, на одной из наших высокоскоростных упаковочных линий, продемонстрирован процесс маркировки контрольными идентификационными средствами с применением криптозащиты промышленной серии инфузионного раствора, входящего в ЖНВЛП. Таким символичным образом был дан старт полному подключению всех линий компании "Гедеон Рихтер", производящих препараты для российского рынка в Будапеште, Румынии, Польше, Германии и, конечно, в России, к проекту сериализации. Вслед за линией по упаковке стерильных лекарственных форм до конца года начнут свою работу с криптокодом линии по упаковке таблеток, капсул, мазей. Да, технически мы можем маркировать выпускаемую продукцию. Но пока открытым остается вопрос доработки последнего уровня программного обеспечения, так называемого российского модуля, что активно обсуждают фармпроизводители". По данным ЦРПТ, уже выпущено более 120 миллионов упаковок с цифровым кодом. "Этот показатель за последние месяцы продемонстрировал стремительный рост. Еще в начале сентября в системе был 31 миллион маркированных упаковок", - говорит Дмитрий Алхазов. Конечное звено Наиболее многочисленные участники обращения лекарственных препаратов - это медицинские и аптечные учреждения. Они непосредственно контактируют с покупателем и пациентом. Их подключение к системе маркировки лекарств не менее, а может, и более важно, чем производителей. Крупные аптечные сети подготовились к нововведениям заблаговременно и уже работают с поступающей маркированной продукцией, "обкатывая" новые алгоритмы действий. Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева подтвердила, что сети поддерживают внедрение обязательной маркировки лекарственных средств с самого начала ее обсуждения. "Маркировка способна повысить доступность лекарств для льготников - это главное. Те, кому положены бесплатные лекарства, которые закуплены государством, их получат, а не побегут покупать за свои деньги. И к аптекам у пациентов не будет вопросов по происхождению и легальности препаратов", - считает она. Помимо аптек, в системе маркировки с 1 января 2020 года будут задействованы и медицинские учреждения, которые зафиксируют выдачу лекарств пациентам с помощью регистраторов выбытия. Такая процедура гарантирует невозможность повторного ввода лекарств в оборот или их продажу в аптеке, что очистит бюджетный канал сбыта от "серых" схем. Сейчас медицинские учреждения регистрируются в системе и подают заявки на оснащение оборудованием. Федеральные центры выступили в этом вопросе первопроходцами и делятся с коллегами наработанным опытом. "Мы полностью прошли все этапы подготовки к работе с маркированными лекарствами и отправке данных в систему маркировки. Регистраторы выбытия у нас установлены и протестированы. Крупным медицинским организациям рекомендую его использовать в сетевом режиме, скорость для выдачи лекарств достаточная, никаких затруднений его использование не вызывает. Сейчас идет активная выдача устройств медучреждениям. Тем, кто еще не подал заявку в личном кабинете системы, советую это сделать в кратчайшие сроки", - говорит первый заместитель генерального директора Национального медико-хирургического центра им. Пирогова Минздрава РФ Дмитрий Никитенко. Нет оснований для паники По данным аналитического агентства DSM Group, цены на лекарственные препараты в России перед началом маркировки не только не выросли, но даже снизились. "По результатам проведенного исследования в 2018 году категория препаратов стоимостью менее 20 рублей (за упаковку) увеличилась на 568 наименований, а на 440 упала. Это говорит о том, что производители могли снизить цены, чтобы получать коды маркировки бесплатно", - сказал гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Он также добавил, что маркировка вряд ли станет причиной роста цен на лекарства. "Фармрынок за 10 лет вырос в 2,3 раза, в основном за счет цен и инфляции, в упаковках увеличение составило всего 16 процентов", - сообщил он.