Крошечный червь поможет выиграть войну человека с супербактериями

Группа зарубежных учёных обнаружила новый природный антибиотик даробактин, способный бороться с грамотрицательными бактериями. Он вырабатывается в желудке паразитических червей-нематод. Антибиотик действует необычным способом — он атакует не активные центры, а поддерживающую структуру ферментов микробов и мешает им воздействовать на мембрану здоровой клетки. Это открытие крайне важно, потому что в последнее время стало появляться всё больше супербактерий, устойчивых к существующим препаратам. Среди них — пневмококк, золотистый стафилококк, туберкулезная палочка, пишет Nature. Поскольку у людей вырабатывается резистентность к известным антибиотикам, медики ищут новые. Так, вещества с антибактериальными свойствами обнаруживали в растениях, почве, грибах. Однако соединения, подобные даробактину, в последний раз открывали 60 лет назад. В ходе экспериментов учёные вырастили колонии бактерий, обитающих в желудках паразитических червей, извлекли из них молекулы и обработали ими образцы кишечной палочки. Оказалось, что один из штаммов бактерии Photorhabdus khanii, HGB1456, вырабатывает вещество, эффективно уничтожающее патогены. Новый антибиотик уже успешно испытали на мышах. Он спас от смерти грызунов, заражённых синегнойной и кишечной палочками, а также пневмококком. Ранее, как писал News.ru, премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий на ближайшие шесть лет по выполнению Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в РФ. Финансирование программы должно вестись за счёт бюджетных средств.