Войти в почту

На чем зарабатывает лауреат премии ВРАЛ инстаграм-доктор Наталья Зубарева

Наталья Зубарева – самый популярный доктор в инстаграме. Это притом что недавно она стала победителем премии «ВРАЛ-2019» за вклад в… лженауку. Правда, за статуэткой Наталья Александровна не явилась, не захотела позориться. «Собеседник» присмотрелся к любимице виртуальной врачебной Фортуны, которая, как некоторые полагают, заткнет за пояс Елену Малышеву с ее «Жить здорово». «Вальс гормонов» в интернете «ВРАЛ» – это антипремия за вклад в лженауку. Ее победители, наверное, многое отдали бы за то, чтобы ее не получить, и за статуэткой в виде грустного рептилоида в оргкомитет они конечно же не приходят. Номинантов и финалистов отбирают в несколько этапов: на народном голосовании в интернете и члены жюри – ученые, научные журналисты, популяризаторы науки. – Почему Зубарева? Многие занимаются подобной деятельностью, но не каждый издает книги, которые становятся бестселлерами и продаются на каждом углу, не у каждого в инстаграме 2,5 миллиона подписчиков и не каждый маскируется под респектабельного доктора, который подсказывает, как поправить здоровье, и продает БАДы, – говорит ведущий премии, редактор научно-просветительского портала «Антропогенез.ру» Александр Соколов. Прием БАДов увеличивает смертность Научный журналист Петр Талантов попытался оценить количество возможных пострадавших от совета инстадоктора пить биодобавки: – Мы не знаем, какая доля ее подписчиков следует советам и покупает рекомендованные добавки. Я предположил бы, что 1/30. Но давайте исходить из консервативной оценки 1/100. Итого имеем чуть больше 20 тысяч принимающих антиоксидантные добавки. Теперь нужно оценить, как их прием влияет на смертность. Для оценки возьмем цифру из кокрейновского обзора 2012 года (обзоры публикует международная организация, изучающая эффективность медицинских технологий). Авторы пришли к выводу, что прием антиоксидантных БАДов увеличивает смертность в 1,03 раза. Получаем: чтобы от антиоксидантных добавок умер один пользователь инстаграма, нужно, чтобы их принимали 33 человека (NNT=33). То есть блог с аудиторией более 2 млн дает нам что-то около 600 преждевременно умерших. Сегодня доктор Зубарева представлена почти во всех соцсетях и на YouTube, у нее есть свой сайт, а ее книги с взрывающими мозг названиями «Кишечник всему голова», «Вальс гормонов» и «Вальс гормонов 2» можно купить в любом книжном интернет-магазине. Ощущение, что Наталья Александровна захватила интернет, и если ведущая «Первого канала» Елена Малышева для своих зрителей – телегуру от медицины, то Наталью Зубареву называют мединстагуру. Лечащие в инстаграме – это явление последних лет. Зубарева и «дырявый кишечник» Как настоящий гуру, Наталья Александровна в своих постах дает советы и проводит ликбез на темы питания, похудения, предупреждения старения, гормонов… Вот только к научной медицине ее высказывания, по словам организаторов премии, не имеют отношения. – Например, она рекомендует исключить из рациона молоко и молочные продукты, при этом у нее нет ссылок на серьезные исследования, – рассказывает Соколов. – Здесь или ее личный опыт, или что-то где-то она слышала. Между тем вся европейская цивилизация построена на животноводстве, и употребление молока не представляет проблемы для значительной части европейцев, а исключение молочки из рациона пожилого человека чревато остеопорозом. Вообще, странно полностью исключать из питания целую группу продуктов. А в последней книге она пугает ужасами ГМО и рассказывает, какие токсичные зубные пасты, мыло и другая косметика. Такой типичный набор стереотипов. Возможно, Зубарева потому так и популярна, что транслирует народные мифы, читатель видит пост про что-то знакомое и верит. Хитом члены жюри премии «ВРАЛ» считают рассуждения Зубаревой про «дырявый кишечник». Суть феномена в том, что в кишечнике якобы образуются прорехи, через которые мелкие частицы – нехорошие бактерии и молекулы – проникают в организм. – По ее мнению, это касается многих и каким-то образом связано с астмой, причем «дырявый кишечник» в ее изложении воспринимается буквально, – отмечает Соколов. Выискивать логику в постах инставрача Зубаревой – как искать иголку в стоге сена. Заболевания у нее могут быть связаны с какими-то энергетическими центрами, своим последователям она даже советует медитации. «Во время этой медитации ваши отношения со вселенной, родителями и другими людьми перейдут на уровень безусловной любви, что дарует вам оздоровление души и тела, а также избавление от обид», – пишет доктор, словно она маг или шаман. Кашпировский нервно курит В своих постах Зубарева советует биодобавки в том числе с конкретного сайта и указывает промокод. Он нужен, чтобы ей потом начислили комиссию за каждого приведенного покупателя. Но не только БАДами и научпопом живет Наталья Александровна. Зубарева – это целый большой проект. У нее есть своя «Академия доктора Зубаревой», где она помогает страждущим худеть и улучшать здоровье. Базовый курс стоит 5900 рублей, расширенный «все включено» – 10.900 рублей. Об анализах и исследованиях организма ни слова. Это не всё. Наталья Александровна активно колесит по стране с гастролями, на платных семинарах и лекциях в разных городах она делится «научными» знаниями и опытом. Инстадоктор собирает полные залы. Например, в сентябре вещала в Крокус Сити Холле. Психотерапевт Анатолий Кашпировский, который нынче проводит выступления в домах культуры, нервно курит в сторонке: он – прошлое, а Наталья Зубарева – настоящее. Как и в любом коммерческом проекте, в этом свой маркетинг: скажем, сделай перепост и выиграй бесплатный билет на семинар, получи подарок и т.д. Все продажи и привлечение новых клиентов идут через соцсети. Чем короче халатик, тем выше доходы Образ чудо-доктора совершенно не вписывается в привычный стереотип российского врача. Наталья Александровна носит коротенький белый халатик, белые чулки, которые сочетаются с высокими каблуками. Даже лицо у нее – типичной инстаграмщицы: «надутые» губы, сделанные брови и много тональных средств. Чтобы сразу было понятно: это не врач из районной поликлиники, а суперврач нового поколения из интернета. Аудитория Зубаревой (число пользователей): Instagram – 2.500.000 «ВКонтакте» – 1410 «Яндекс.Дзен» – 12.288 Как и любая другая инстаграмщица, она много путешествует. Рассматривая ее фото, например, из Парижа, адепты, должно быть, радуются – в этом есть и их весомый денежный вклад. Но больше всего умиляет стиль подачи информации, как у другой неоднозначной звезды – Ольги Бузовой. Это тонны смайликов, от которых рябит в глазах, и сюсюканье с читателями – «хорошие мои». Зубарева, кстати, как и Бузова, в разводе обрела свободу и нашла себя. Интересно, что Наталья Александровна, в отличие от многих мединстагуру, – врач. Судя по информации с разных сайтов, она в 2009 году окончила факультет «Лечебное дело» Кубанского государственного медицинского университета. Такой человек должен понимать, что влияет на большую аудиторию и несет ответственность за свои слова и поступки. Но то ли доктор Зубарева верит в то, что пишет, то ли заработки и слава первых инстаграмщиц мира застили ей глаза. Звонок коллеге «Это не вопрос жизни и смерти» Мы спросили Елену Малышеву, что она думает об инстадокторах и конкретно о Зубаревой. – Это не вопрос жизни и смерти, у меня нет на него времени, не перезванивайте мне, – отрезала теледоктор. У Елены Васильевны есть повод обижаться на СМИ: она часто попадает в новости со своими высказываниями и подвергается критике. Накануне она заявила, что противовирусные препараты провоцируют рак, а до этого перечислила лекарства, которые можно пить просроченными. Но Зубареву ей все равно не переплюнуть. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №44-2019 под заголовком «Доктор-"смайлик"».

На чем зарабатывает лауреат премии ВРАЛ инстаграм-доктор Наталья Зубарева
© ИД "Собеседник"