Тренды в здравоохранении будущего
Последние несколько лет медицина развивается ударными темпами. Если верить прогнозам Delloite, уже в 2022 году объем расходов на мировом рынке здравоохранения составит 10,059 трлн долларов. Технологии будущего, особое внимание людей к своему здоровью, научные исследования и открытия — все это задает тренды в развитии отрасли. Об основных направлениях, по которым будет двигаться здравоохранение будущего, Medical Note рассказала Наталья Комарова, директор Центра развития здравоохранения бизнес-школы «Сколково», эксперт в формировании и реализации стратегий в бизнесе, медицине и IT. Цифровизация Цифровые технологии закладывают основу для увеличения эффективности систем здравоохранения, расширения возможностей отслеживания показателей здоровья и повышения качества и безопасности лечения с помощью искусственного интеллекта и персонализированной медицины. Каждый год рынок цифровых технологий в здравоохранении увеличивается на четверть. По данным Global Market Insight, к 2024 году его объем достигнет 116 млрд долларов. Быстрые темпы роста обусловлены активной поддержкой со стороны государств, ведь цифровизация может помочь значительно снизить расходы на здравоохранение в целом. На сегодняшний день в медицине наиболее востребованы разработки, связанные с искусственным интеллектом. ИИ активно используется в диагностике, составлении персонального плана лечения и подборе оптимальной формулы лекарственных препаратов. Спросом пользуется и медицинский интернет вещей (The Internet of Medical Things — IoMT) — различные устройства с функцией обмена данных через глобальную сеть. В основном, они применяются для мониторинга состояния пациента. По словам экспертов, уже к 2020 году в мире будут использоваться около 30 млрд IoMT-приборов. К цифровизации относится и телемедицина. Несмотря на то, что она уже не является чем-то инновационным, этот тренд не сбавляет оборотов. В мире все еще много районов, где медицинская помощь остается труднодоступной услугой. Самой популярной технологией телемедицины остаются видео- и аудиочаты с врачами. Пациентоцентричность Во главу этой модели ставятся не медицинское учреждение и отдельные доктора, а потребности пациента, качество его лечения, комфортность пребывания и достижение конкретных целей его обращения. По сути, это отдельное направление развития здравоохранения. В нем пациент — полноценная личность, у которой важно видеть не только состояние здоровья, но и психологические и социальные особенности. Особое место в этой модели занимает коммуникация. Пациенты обращают отдельное внимание на то, как с ними общаются медработники, и на основе этого дают свою оценку деятельности учреждения и системы здравоохранения в целом. Пациент становится все больше и больше активным участником процесса лечения, имея наибольшую заинтересованность в результате. Датацентричность Активная цифровизация медицины привела к появлению больших данных о пациентах, конкретных случаях заболеваний и историях лечения. Так, прогнозируется, что к 2025 году объем медицинских данных составит 1 зетабайт (триллион гигабайт). Что дает хорошую почву для анализа и вывода статистики. Big Data позволит принимать обоснованные решения как о выборе наиболее эффективных методов диагностики и лечения конкретного пациента, так и для составления медицинских прогнозов и способа организации помощи вообще. Технологические гиганты Microsoft, Amazon, Google и Salesforce пытаются закрепить за собой место на рынке здравоохранения объемом в триллионы долларов. Их приоритетной задачей считается улучшение методов использования электронных медицинских карт, поскольку исследования показали, что врачи уделяют ведению историй болезни больше времени, чем работе с пациентами. Облачный сервис Google Cloud уже приносит компании доход в $8 млрд в год. Среди клиентов Google Cloud — частный медицинский и исследовательский центр Mayo Clinic, фармацевтическая компания McKesson и страховая компания Kaiser Permanente. Ценностно-ориентированное здравоохранение Изначально эта концепция была предложена американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером. В основе модели — внимание к ценностям пациентов, их ожиданиям от системы здравоохранения. Дальнейшее распределение ресурсов осуществляется в соответствии с результатами, полученными учреждениями системы здравоохранения от применения лекарств или технологий. Отличием классических систем здравоохранения является то, что в них большее внимание уделяется планированию, контролю и оплате процессов и объемов медицинской помощи. А ценностно-ориентированная модель определяет размер оплаты за медицинские услуги, исходя из результатов лечения, качества жизни пациентов и уровня удовлетворения их потребностей. Ценностно-ориентированное здравоохранение базируется на шести основных принципах и подразумевает улучшение исходов для пациентов при оптимизации затрат для системы здравоохранения: 1. Организация интегрированной медицинской помощи по каждой нозологии; 2. Мониторинг исходов и затрат на индивидуальном уровне; 3. Разработка пакетных платежей за цикл лечения; 4. Междисциплинарная система оказания медицинской помощи; 5. Расширение географического охвата; 6. Развитие ИТ-платформы для поддержки системы оказания медицинской помощи и учета результатов.