Похвала - лучшая мотивация медицинских сотрудников
Медицинский персонал во все времена считался и считал себя особой кастой. Признание заслуг, оценка высоких результатов порой мотивирует их лучше, чем премия. О том, за что и как хвалить эйчару медперсонал, рассказала Светлана Мейдер, директор по персоналу Центра медицинской реабилитации «Благополучие». Каждый человек, в той или иной степени нуждается в похвале, одобрении и признании своих заслуг. Медицинские работники, на мой взгляд, особо чувствительны в этом вопросе, поскольку их работа связана с эмоциональными перегрузками, стрессовыми ситуациями, необходимостью принимать важные решения, от которых зачастую зависит жизнь пациента и все это - в кратчайшие сроки и при наличии минимальной информации о самом пациенте. Кроме того, в последнее время в средствах массовой информации сформировался негативный фон вокруг труда медицинских работников – нам постоянно вещают про «врачебную халатность», про «невнимательное отношение врачей к своим пациентам», во всем этом негативном информационном поле – похвала становится одним из самых важных инструментов мотивации. Если вокруг ругают, должен же кто-то хвалить? Давайте вспомним о том, что наверное не зря говорят, что медицина – это искусство, а медики - люди творческие, значит похвала и признание для них самый лучший вариант нематериальной мотивации. В своей работе я столкнулась с тем, что именно в медицинской среде очень хорошо работают «Похвальные грамоты», «Благодарности» и другие похожие инструменты. Если вы во всеуслышание отметите, что вчера, например, доктор Иванов в считанные минуты поставил диагноз и назначил экстренное лечение, которое способствовало сохранению еще одной жизни – вы сделаете для него больше, нежели просто отблагодарите финансово. Нет, никто не говорит, что врачам не нужны деньги – нужны, так как это не просто средства к существованию, но и инструмент оценки труда. Вспомним, что говорил по этому поводу Гиппократ: «Не лечи бесплатно, ибо тот, кто лечится бесплатно, рано или поздно перестает ценить свое здоровье, а тот, кто лечит бесплатно, рано или поздно перестает ценить результаты своего труда» и ему же принадлежит фраза «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Вот об этом и стоит думать работодателю – «Благодарная память», которую могут формировать не только сами пациенты, но и работодатели, для которого в рамках так называемых «ограниченных бюджетов» - похвала не будет стоить ничего, а сделать сможет очень много! Поскольку врачи, работая в режиме постоянного стресса, среди страданий, боли и даже отчаяния несут ответственность за жизнь и здоровье пациентов, именно эмоциональная атмосфера в медицинском коллективе должна стоять на первом месте. Задача HR - поддержать, взбодрить, отвлечь – лишний раз дать возможность испытать положительные эмоции. Поощрять всеми возможными способами, чтобы хоть немного разбавить то, негативное поле, в котором медицинские работники находятся изо дня в день в силу специфики своей профессии. Регулярное признание заслуг медицинского работника – самый лучший инструмент нематериальной мотивации! Отмечайте заслуги персонала ежедневно, ежемесячно, поквартально и, конечно, ежегодно – делайте это с той периодичностью, которая доступна Вашей организации. 1. Публичная похвала Отмечайте заслуги работника на принятых в медицинских кругах пятиминутках и внутренних конференциях. Если непосредственный руководитель, заведующий отделением, главный врач - любое должностное лицо, которое ведет эту пятиминутку или конференцию, в присутствии всего коллектива поблагодарит отличившегося сотрудника – это будет воспринято положительно не только самим сотрудником, но и коллективом в целом. Медики воспримут это как вызов, как призыв к действию! Кроме того, дух соперничества тоже никто не отменял. 2. Грамоты и благодарности Введите в практику награждение медицинских работников по тому или иному поводу грамотами и благодарностями Этот вариант похвалы так же очень бюджетный – бланки можно распечатать самим на цветном принтере или приобрести в любом канцелярском магазине, включая известных оптовых поставщиков канцелярии с которыми вы и так работаете. Поводы могут быть разные: За клиенториентированность и получение хвалебных отзывов на специальных сайтах-отзовиках, которые сейчас так популярны. Тем самым они поднимают не только свой рейтинг, как специалиста, но и ваш, как работодателя. За решительность и способность быстро и грамотно оценить ситуацию, принять правильное решение, тем самым сохранив еще одну человеческую жизнь. За самое быстрое и правильное оформление электронной истории болезни – это очень актуальная номинация там, где есть ярое сопротивление электронному документообороту. Так уж исторически сложилось, что часть медицинских работников до сих пор предпочитают вести документацию только в бумажном виде, а у нас век цифровых технологий и задача «подружить» нужных нам специалистов с этими технологиями За умение перевести с «врачебного» на «русский» - навыки общения с пациентами и их родственниками. Полагаю, каждый сталкивался с ситуацией, когда врач озвучил диагноз, назначил лечение и все это строгим медицинским языком, а у нас в голове «картинка не сложилась» и куча вопросов, которые мы либо постеснялись, либо побоялись задать. А если придешь к врачу – он тебе и картинку нарисует, и что из-за чего расскажет и последствия в разных вариантах и почему лечение в этом случае такое и уходим мы если и не радостные, то, по крайней мере, без сумбура в голове. Во времена коммерческой медицины этот навык врача чуть ли не один из самых важных и его нужно всячески выделять и культивировать в своей организации. 3. Доска почета Организуйте специально отведенное место, где висят фотографии медицинских работников, желательно с описанием всех профессиональных регалий. Конкурс «Лучший сотрудник», будь то месяца, отделения или центра, так же хорошо работает в медицине и причем для всех категорий работников. Мы начинали этот проект как пилотный среди младшего немедицинского персонала и постепенно пришли уже к более высоким категориям персонала медицинского. Теперь сотрудники особо интересуются книгой жалоб и предложений, написано ли там что-то в этом месяце, если написано, то про кого. Интересуются анкетами удовлетворенности заказчика, тоже с одной целью – отметили ли кого. Лояльнее относятся к требованиям и замечаниям непосредственного руководителя. Именно эти 3 фактора и составляют общую оценку при выборе лучшего сотрудника: отметки в книге жалоб и предложений, общий балл по анкетам удовлетворенности заказчика и данные непосредственного руководителя. По нашим наблюдениям - данный инструмент повлиял не только на сервисную составляющую, но и на вовлеченность персонала в целом. 4. Поощрение за повышение квалификации Хвалите за любое повышение квалификации, которое прошел сотрудник. Речь идет не об обязательных сертификационных циклах медицинских работников, а обо всех дополнительных семинарах, курсах и конференциях, которые призваны всегда держать медицинского работника в курсе происходящего в мире медицины. Сотрудники, регулярно участвующие в конференциях, семинарах и прочих мероприятиях, по своей профессиональной тематике наиболее полезны организации, так как они всегда в теме, стараются применить лучшее на практике и, тем самым, влияют на имиджевую составляющую организации в целом. Максим Горький в свое время сказал: «Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам». А медики, как мы уже говорили, люди творческие, так что развивайте и поощряйте их творческое начало похвалой! Фото Pixabay