Ещё
Ученые выяснили, почему с возрастом растет живот
Ученые выяснили, почему с возрастом растет живот
ЗОЖ
Почему нельзя закусывать маринованными огурцами
Почему нельзя закусывать маринованными огурцами
ЗОЖ
Врач сравнил анорексию с инфарктом
Врач сравнил анорексию с инфарктом
Новости
Почему в мусульманских странах легко лечится рак
Почему в мусульманских странах легко лечится рак
Новости

Почему при зубной боли русские шли к лесному дубу 

Почему при зубной боли русские шли к лесному дубу
Фото: Кириллица
Первые 450 профессиональных дантистов приступили к работе лишь в 1883 году, окончив специальную школу в Санкт-Петербурге. Однако лечили зубы на Руси и до появления настоящих зубных врачей.
У истоков
Внучка Владимира Мономаха Евпраксия-Зоя прославилась тем, что практиковала «врачебные хытрости» и даже написала травник «Мази», дошедший до наших дней. В нем, в частности, описываются различные болезни ротовой полости и методы их лечения, которые нужны были врачам.
Много полезного нашли бы для себя в то время и обычные пациенты, если бы умели читать на языке Гомера. Так, они бы узнали, что укрепить шатающиеся зубы поможет снадобье из вина и порошка оленьего рога, а отбелить зубы можно натиранием смеси из жженых отрубей и соли.
Позже рекомендации по профилактике зубных заболеваний вошли в Домострой, в котором упоминается квашеная капуста как эффективное средство против цинги, сок сельдерея как лекарство от зубной боли, а также ягоды шиповника, помогающие «выводить болезнь из десен».
В XVII веке появились другие сочинения, посвященные личной гигиене, в которых запрещалось отбеливать зубы солью или порохом, а чистить их рекомендовалось современным аналогом зубных щеток — «курячьими косточками».
К зубоволоку
Если при царском дворе еще можно было найти дантиста-иностранца, который использовал более-менее прогрессивные достижения стоматологической науки, то простому люду приходилось обращаться к знахарям. Большинство из них были универсалами, заговаривающими от любых хворей, но находились и те, кто специализировался конкретно на болезнях ротовой полости.
Называли их зубоволоками, и неслучайно. Если прописанное пациенту полоскание, «приправленное» нужным заговором, не помогало, в ход шел радикальный и единственно действенный метод избавления от боли — удаление («зубоволочение»).
Имен рядовых знахарей-дантистов в летописях не сохранилось, зато упоминается некий Агапий — стоматолог XII века из Киева, который для снятия зубной боли прописывал отвары из черной белены и настойку из корней ириса.
К лесному дубу
Не у всех была возможность расплатиться с знахарями, поэтому эффективной методикой считалось обращение к языческим традициям предков и исцеляющей силе природы. Существовало несколько способов вылечить разболевшийся зуб — и каждый раз при помощи дуба.
В первом случае необходимо было разыскать в лесу старое дерево, но непременно рядом с источником. Вымочить в его воде кору, и носить ее на шее в ладанке.
Второй способ — более радикальный. При острой зубной боли рекомендовалось грызть и жевать кору. Несмотря на то, что принципы лечения кажутся, мягко скажем, странными, рациональное зерно в них есть.
Дубовая кора содержит вещества, которые оказывают противовоспалительное и антибактериальное действие. Недаром дубовым отваром знахари рекомендовали полоскать рот при кровоточивости десен, неприятном запахе изо рта и простудах.
К святому Антипу Пергамскому
В попытке искоренить язычество предложила альтернативу — святого Антипа Пергамского, ученика Иоанна Богослова. Бог наделил Антипа «благодатью исцелять от неутешной зубной боли», а со времен Киевской Руси дошла до наших дней специальная молитва этому святому. В 1560-х у Боровицкой башни Кремля на месте деревянной церкви в честь святого Антипы был поставлен каменный храм, в который стекалась вся Первопрестольная: и знатные вельможи, и обычный люд.
Сохранились свидетельства, что просили утешения у Антипа в разное время Иван IV и Алексей Михайлович. Последний, к слову, пытался задобрить святого парой «серебряных зубков», отдавая дань традиции украшать иконописное изображение великомучеников предметами, символизирующими их «специализацию».
В аптеку
В 1581 году в Москве была открыта первая государева аптека, в которой почетное место занимали и препараты от зубных хворей. Часть ингредиентов для приготовления целебных порошков импортировалась — например, опий или камфара.
Другая часть — закупалась у местного населения, которое собирало целебные растения в лесах и полях. Был и третий источник поставок — «аптекарские огороды». Правда, аптечные средства были доступны лишь самым состоятельным горожанам.
Изучай Травник
Тем же, кто не мог заплатить за «настоящее лекарство», пригождались травники, в которых были обобщены все знания народной медицины со времен Киевской Руси. В травниках можно было найти способы лечения практически любого недуга, в том числе и патологий ротовой полости.
Так, для устранения стоматита рекомендовали мед и хрен, «зубного червя» (кариес) изгоняли жеванием чистотела, а гингивит лечили при помощи полосканий соком подорожника. Упомянутые выше экзотические оленьи рога предлагалось заменять жжеными козьими. Натирание десен и зубов таким порошком помогало снять сильную боль.
В монастырь
В Киевской Руси монахи как образованные люди, переписывающие и переводившие большое количество книг, в том числе и медицинского содержания, практиковали при церковных больницах. Помощь опытных «лечцов» мог получить любой желающий, в том числе и страдающий от зубной боли.
Монахи использовали и народную медицину, заготавливая лекарственные травы, и почерпнутые из книг научные достижения. Наряду с терапевтами были среди монахов и хирурги, которых называли резалниками. Как пишет историк медицины Николай Богоявленский, для вскрытия нарыва от воспаленного зуба они использовали «кроило» — большой нож, а при удалении в ход шли клещи или «щипьцы».
В бадерскую баню
В XVIII веке конкурировать с обычными банями пытались лечебные, предназначенные «для потения и разведения флюсов». Понятно, что специализированные бани посещали только представители высших сословий «по докторской рекомендации», а открывали заведения иностранцы. Так, особенной популярностью в Петербурге пользовалась бадерская баня Лемана, открытая в 1760 году.
Однако лечебные бани просуществовали недолго. Оно и понятно — какой толк в узкой специализации, если русская баня излечивает от всех недугов, а общественные парные предлагали широкий спектр услуг, в том числе и удаление зубов.
К тому же на практике, вероятно, было установлено, что на начальном этапе воспаления ходить в баню нельзя, чтобы не встать на следующий день с раздувшимся флюсом, да и после удаления желательно не париться, чтобы не усиливать кровоток, позволяя ране быстрее зарубцеваться.
Видео дня. Как не заболеть гриппом, когда болеют все
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео