Здравоохранение в мире больших данных: как хайтек двигает медицину вперед
Москва, 3 сентября - "Вести.Экономика" Здравоохранение всегда было одной из наиболее инновационных отраслей, а на сегодняшний день медицину уже можно смело считать лидером цифровой трансформации. О том, как как и какие новые технологии помогают модернизировать сферу здравоохранения изданию "Вести.Экономика" рассказала Татьяна Бочарникова, глава представительства NetApp в России и СНГ. Согласно отчету IDC, к 2019 году уже 60% медицинских платформ стали агрегировать данные в режиме онлайн с различных IoT-устройств и биосенсоров, а также активно использовать ML для высвобождения человеческого времени на решение более важных задач. А уже к 2020 году более половины медицинских учреждений планируют хранить информацию в облаке, причем четверть данных, используемых в здравоохранении, будет подгружаться самими пациентами. Цифровая медицина развивается бурными темпами в основном благодаря огромному потенциалу использования накопленных массивов данных — к 2023 году доля медицинских цифровых услуг в российской экономике составит 90 млрд рублей, а в мировой — 296 млрд рублей. Такая динамика развития отрасли здравоохранения вполне понятна — где, как не тут от скорости и эффективности оказания услуг зависят человеческие жизни. Именно поэтому здесь наблюдается стремительное освоение технологий «третьей платформы», таких как интернет вещей, искусственный интеллект и машинное обучение, дополненная реальность, робототехника и 3d-принтинг. Конечно же, такая тенденция возникла не на пустом месте, а на основе уже существующих на рынке технологий хранения и управления данными — виртуализации, распределённого хранения объектных данных, конвергентных инфраструктур и других, которые уже сегодня позволяют значительно повышать надежность обработки медицинских данных и скорость обмена информацией. Такой подход дает возможность сокращать издержки, обеспечивать мобильность сотрудников, повышать качество жизни людей, и, что важнее всего, позволяет врачам и медицинскому персоналу уделять больше времени и сил не рутинной работе, а заботе о пациентах. И тому уже есть практические примеры. То, что агрегирование информации помогает спасать жизни, доказывает опыт американской компании Healthix. В 2017 году медицинские работники более полутора тысяч несвязанных между собой организаций смогли отправлять и получать защищенную информацию о пациенте в режиме реального времени благодаря решению объединить данные электронных медицинских карт 16 миллионов пациентов. Такая интеграция дала возможность врачам, работающим в разных больницах, получать доступ к необходимой истории болезни и получать в режиме онлайн оповещения о состоянии здоровья лечащегося, например, при поступлении в отделение реанимации. Особенно важным при оказании неотложной помощи оказалось то, что медицинский персонал сразу, без анализов, узнавал, какие лекарства действуют эффективнее всего, а на какие у человека, например, аллергия. Конечно, весь этот масштабный информационный обмен происходил с изначального согласия пациента. Кейс международной организации WuXi NextCODE убеждает, что скорость обработки информации позволяет раскрыть возможности генома для улучшения здоровья и благополучия людей. За последние 20 лет они собрала самую объемную в мире базу данных о геноме человека. Им потребовалось перенести ее в облака, чтобы обеспечить бессбойные вычисления для эффективного анализа различий или мутаций последовательностей ДНК с целью определить, какие факторы становятся причинами редких заболеваний и как лечить пациентов. Скорость выхода проверенных продуктов и сервисов на рынок безусловно влияет на качество медицинского обслуживания. Это иллюстрирует пример крупнейшей американской компании McKesson, распространяющей треть всех лекарств в США. Поскольку законы фармацевтической промышленности не позволяют медицинским организациям хранить те или иные лекарства дольше определенного срока, скорость доставки этих лекарств в аптеки, клиники и больницы имеет первостепенное значение. Поэтому, чтобы поддерживать необходимую скорость распространения и удовлетворять растущие потребности бизнеса, компании потребовалась основанная на больших данных инфраструктура, которая позволила бы сократить время выхода на рынок. и ускорить масштабные тестирования новых разработок — решением стал “переезд” в публичное облако. Технологии масштабирования помогают оптимизировать работу врачей — работа ведущей европейской больницы Schweizer Paraplegiker-Zentrum в очередной раз подтверждает это. Одна из ведущих европейских больниц и исследовательских консорциумов по травмам спинного мозга смогла оптимизировать расписание 200 врачей, ухаживающих за больными, освободив с помощью технологий примерно 30 минут их рабочего времени в день. Достичь такого результата получилось благодаря расширению доступа в виртуальные приложения с 20 до более чем 200 сотрудников. Американская компания Children's Mercy Hospital на собственном опыте показала, что переход в облако помогает улучшать уход за пациентами и повышать их осведомленность о процессе лечения. Поскольку подобные центры милосердия обрабатывают и хранят постоянно растущие массивы данных, им крайне важно упростить переключение рабочих нагрузок из локальной среды в облачную и обратно, не приобретая дополнительное программное или аппаратное обеспечение. Благодаря выбранной технологии виртуального рабочего стола более 8 000 сотрудников этого кампуса, а также близкие пациентов получили гарантированный доступ в любое время из любой точки кампуса к информации о ходе лечения, обновляющейся в режиме реального времени. Сейчас и в нашей стране, не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в отдаленных регионах (например, в Еврейской АО, Якутии) активно идет модернизация сферы здравоохранения, включающая себя обеспечение интернетом, построение электронного документооборота, внедрение телемедицины и т.д. А в основе таких проектов лежит облачная инфраструктура, построенная на базе региональных центров информационных технологий, становясь одним из главных драйверов цифровой трансформации здравоохранения.