Мир посмотреть и себя подлатать: все больше туристов выбирают такую формулу заграничных поездок. Медицинский туризм остается одним из самых быстрорастущих сегментов индустрии путешествий. По расчетам Оxford Economics и Visa, ежегодно он прибавляет 25%, а к 2025 году суммарный объем превысит $3 трлн. Как сориентироваться в ассортименте стран и клиник и сократить расходы – в материале «Профиля». Зачем ехать? По большому счету единой оценки рынка нет. В частности, в Transparency Market Research придерживаются другого порядка цифр: в 2017-м аналитики оценили глобальные расходы на медицинский туризм в $10,5 млрд, а в нынешнем году ожидают $32,5 млрд. Причина статистических расхождений – в неопределенности самого понятия. В широком смысле к медицинскому туризму относят все виды туров с оздоровительными целями. Это и поездки санаторного типа на термальные, грязевые, spa- и wellness-курорты. И маршруты, в которых визит в клинику для контрольного обследования сочетается с активным или экскурсионным отдыхом в остальные дни. А также специализированные программы: спортивная реабилитация, курсы похудения, пластическая хирургия, искусственное оплодотворение и даже операции по смене пола (последние, например, широко практикуются в Таиланде). Иными словами, необязательно ощущать себя «больным», чтобы заинтересоваться медицинским туризмом. Что же касается поездок с непосредственной лечебной целью, то в развитых странах поводом для них обычно выступает ценовой фактор: с болезнью едут бороться туда, где это дешевле, чем на родине. К примеру, жители США нередко экономят на национальной медстраховке, приобретая усеченную версию полиса. А при обнаружении заболеваний, которые он не покрывает, отправляются лечиться в Мексику, Коста-Рику, Бразилию. В российских условиях ситуация выглядит иначе. Зачастую обращение в зарубежную клинику является для пациента вопросом жизни и смерти, последней соломинкой. Отечественные больницы не подходят по разным причинам: либо нужно пройти все круги бюрократического ада, чтобы встать в очередь на высокотехнологичную помощь, либо возможность сделать нужную операцию вообще отсутствует (причем загвоздка, как правило, не в квалификации врачей, а в отсутствии оборудования). Но даже если эти барьеры преодолимы, лечение за границей выбирают из-за репутации докторов и «человеческого» ухода – и то, и другое немаловажно для психологического комфорта пациента. Знаменитости подают пример россиянам. Так, в 2015 году нашумела история с артистом, депутатом Госдумы Иосифом Кобзоном, которому, несмотря на статус персоны нон грата в ЕС, удалось добыть итальянскую визу для лечения. «Все дело в том, что был консилиум врачей, которые меня лечат, и они отметили, что лучший аппарат для лечения моей болезни находится в Италии», – объяснял он. Сердечно-сосудистая хирургия (в основном коронарное шунтирование) и онкология – таковы два наиболее распространенных заграничных «турпакета» российских пациентов. В целом число наших соотечественников, отправляющихся на лечение за рубеж, из года в год стабильно и составляет 80–100 тыс. человек (по данным Российской ассоциации медицинского туризма). Как найти клинику? Это, пожалуй, самый трудный для начинающего туриста-пациента вопрос. Для многих он звучит еще шире, начинаясь с выбора страны назначения. По версии Health Care Outcome в топ-5 стран по экспорту медуслуг входят Сингапур, Италия, Япония, Швейцария и Австралия. На предпочтения россиян, однако, этот рейтинг не распространяется. У наших соотечественника два традиционных фаворита – Израиль и Германия. Хотя в последние годы на арене медицинского туризма появляются новые игроки, предлагая россиянам более привлекательные цены. В частности, на наших пациентов нацелились в странах Восточной Европы (Венгрия, Чехия, Финляндия) и Азии (Турция, Южная Корея, Индия, Малайзия). Особенно активная экспансия наблюдается со стороны Турции с Кореей, где благодаря финансовой и лоббистской поддержке правительств почти с нуля создаются сети больниц, ориентированных на иностранцев. Клиники-новички начинают с сертификации на соответствие международным стандартам – Joint Commission International (JCI). В Турции медучреждений с таким сертификатом 43, в Корее – 27. По большому счету поиск по базе JCI и является первым фильтром при выборе места лечения. Правда, европейских клиник в каталоге мало: там, где высоки стандарты национальной медицины, нет нужды заверять «экспортную» пригодность лечебниц. Так что стоит вводить в поиск и другие критерии. Наилучший вариант – когда требующий лечения диагноз не только входит в перечень услуг клиники, но и является ее «коньком», предметом специализации. Это можно определить по числу научных публикаций сотрудников по соответствующей теме. Иногда сводки об исследованиях и списки публикаций можно найти на сайте учреждения. Если их нет, придется вручную «пробивать» в поисковиках. Многое прояснится и в процессе коммуникации с отделом продаж. В серьезной клинике выяснят обстоятельства болезни, запросят данные анализов. И только потом дадут добро на госпитализацию, предложив план лечения. Причем не исключено, что пациенту придется неделями ждать свободную койку. В иных же клиниках предпочитают «маркетинговый» подход: стоит лишь раз туда обратиться, как за потенциальным клиентом развернется охота – звонки с заверениями, что только здесь он получит качественное лечение, банальное запугивание. Если подобные трюки пущены в дело, то «обдираловке» в такой клинике не будет конца. Многие пациенты, стремясь облегчить бремя выбора, обращаются к посредникам – медицинским агентствам, целиком берущим на себя организацию поездки. Если необходима срочная госпитализация, без их помощи действительно трудно обойтись. Но и здесь есть подводные камни. Во-первых, таких фирм тоже немало (как в России, так и в странах приема), то есть придется выбирать уже среди них, сравнивая между собой однотипные сайты. Во-вторых, нередко они работают по принципу мелких турагентств: сводят пациента с клиникой и умывают руки, не неся ответственности за качество лечения. Наконец, иногда посредники копируют внешний вид сайтов клиник. Пациент вступает с ними в переписку, думая, что общается с лечебницей, выдает чувствительную личную информацию. Даже если удастся избежать кражи данных или авансовых платежей, обман неминуем: договорившись с «настоящей» клиникой, агентство выставит счет за лечение, в котором незаметно «зашьет» собственную комиссию. Как избежать подлога при работе с посредниками? Договориться «на берегу» о фиксированном проценте и требовать «прозрачный» счет, где детально прописаны все статьи расходов. На туристических форумах советуют еще один способ заграничной госпитализации: найти «своего» врача, «подружиться» и потом уже решать оргвопросы через него. Однако рецепт подходит лишь тем, кто лечится за рубежом регулярно, новичкам же, по сути, придется искать специалиста по анонимным отзывам в сети. К тому же если нужен не просто частный прием, а операция, то организовать ее в обход руководства клиники и бюрократических формальностей все равно не удастся. Сколько стоит? Однозначно можно сказать только одно: медицинский туризм недешев. В среднем – в 3–7 раз дороже, чем похожее лечение в России (при наличии аналогов). Судя по турфорумам, консервативный курс лечения в Европе обойдется в 10–15 тыс. евро, с хирургией – в 20–50 тыс. Но это, конечно, условные цифры. Первоначальная смета, которую предложит клиника, в процессе лечения несколько раз поменяется: дополнительные процедуры и лекарства, осложнения при операции и т. д. Поэтому стоит быть готовым к тому, чтобы внести внушительный «депозит», а потом еще доплачивать. Впрочем, иногда бывает так, что «депозит» оказался избыточным, и при выписке часть средств возвращают. Благо, в теории есть немало статей для снижения издержек. Главная из них – содержание: ночь в палате нередко стоит дороже, чем в пятизвездочном отеле, поэтому уже через считанные дни после операции не зазорно выселиться из больницы, перейдя на амбулаторное лечение. Второй пункт – переводчик. Нужен ли он в принципе – каждый решает сам в зависимости от языкового барьера. Но надо понимать, что, хотя большинство европейских врачей свободно говорит по-английски, в наиболее важных ситуациях – разработке плана операции, составлении медицинских заключений – персоналу клиники точно удобнее работать на родном языке. Впрочем, часть задач с переводчика можно снять – например, готовясь к поездке, перевести на язык страны назначения свою историю болезни. Наконец, третий пункт – также заблаговременно, до выезда из России, пройти предварительные обследования. Ведь даже стоимость классического рентгена за границей может неприятно удивить. Тогда придется утешать себя тем, что на здоровье не экономят.