«Почта России» на страже здоровья жителей глубинки. В регионах почтальонов обучают навыкам первичной медпомощи
О том, что почтальоны смогут проводить первичную медицинскую диагностику состояния здоровья граждан, рассказывал еще в прошлом году глава «Почты России» Николай Подгузов. Проект национального почтового оператора в первую очередь касается пожилых людей, которым почтальоны доставляют пенсию и прессу на дом. И только отдаленных населенных пунктов. Сама «Почта России» пиарила этот проект именно так: больницы, фельдшерские пункты есть не везде, зато отделения «Почты» есть в каждой деревне. Однако на поток медицинская работа почтальонов не ставится. Их обучили тому, что должен знать каждый человек. А суть эксперимента в том, чтобы проинформировать пожилых людей о том, как пройти диспансеризацию или вакцинацию, рассказала начальник Отраднеского почтамта Самарской области Наталья Саидова. Наталья Саидова начальник Отраднеского почтамта Самарской области «Сначала у нас прошло обучение с медиками. Обучали по определению жизнеугрожающих ситуаций, то есть инфаркт, инсульт, такие заболевания. Почтальоны часто вхожи в дом: как минимум раз в месяц мы с пенсией идем, а так — это и газеты, и так далее. Нам не трудно посмотреть, как человек себя чувствует. Про инсульт мне самой было очень интересно слушать, я это вместе с почтальонами проходила. Много нового для себя почерпнули, это и в обычной жизни нам пригодится. Мы проводили опросы с предложением пройти диспансеризацию. Мои работники об этом напоминают. Вакцинацию от гриппа, например, очень удачно мы прошли. После посещения почтальонов были приглашены медицинские работники, если кто не мог сам прийти. Мы сыграли не последнюю роль в том, чтобы поднялся уровень вакцинации. Я не скажу, что только за счет этого он поднялся, но наша задача, я считаю, — это связь между медиками и пожилыми людьми». По словам Натальи Саидовой, эксперимент в Самарской области уже закрылся, за участие в нем почтальонов премировали деньгами и вручили подарочную карту магазина «Магнит Косметик». Теперь пожилые люди звонят в местное отделение почты и спрашивают, как им записаться к врачу. А их дети и внуки просят присмотреть за престарелыми родителями. Но почтальон может обратить внимание на то, здоров ли человек, только когда принесет пенсию, счет или газету. Возможно, это и не лишне, но лучше бы вернули фельдшерско-акушерские пункты в каждое село, чем обучали почтальонов, считает участковый терапевт Александровской районной больницы Томской области Владимир Сотников. Владимир Сотников участковый терапевт Александровской районной больницы Томской области «Относительно тех людей, которые не могут получить медицинскую помощь, — лучше хоть что-то, чем ничего. В очень редких случаях будет полезно оказание медицинской помощи непрофессиональным медиком. Но опять же речь идет о простейшей помощи — помочь добраться до больницы. Лечение не допустимо, потому что самый короткий курс обучения — медицинский колледж — это более трех лет. Почтальон померит давление, а дальше что он будет делать с этой информацией? Тут нужно понять не только, какое у человека давление, нужно измерить пульс, провести другую диагностику. Зачем это нужно почтальону, я не понимаю. Учитывая то, что наше государство развалило медицину полностью благодаря оптимизации, в том числе уничтожило медицину на селе, это я вам, как сельский врач могу точно сказать — уничтожаются фельдшерско-акушерские пункты, закрывается все, что можно закрыть — люди просто остаются без медицинской помощи. Сейчас государство судорожно пытается все это исправить. И вот они нашли возможность перевесить социальные обязанности по оказанию медицинской помощи на бедных почтальонов, которым это, во-первых, не нужно, а во-вторых, они это сделать качественно не смогут». Эксперимент по обучению почтальонов медпомощи, а, по сути, по информированию населения о вакцинации и диспансеризации, сейчас продолжается в других регионах России. Как только медицинский проект завершится, у «Почты России» начнется другой — информирования населения о том, как получить социальную помощь, в какие учреждения обращаться и какие документы нести. Почтальоны начали называть себя связистами между различными госучреждениями и гражданами.