Войти в почту

Срывы тендеров госзакупок жизненно важных лекарств стали массовыми

Москва, 7 августа - "Вести.Экономика" Не состоялось более четверти тендеров, причем количество срывов вдвое выросло за первую половину 2019 года. Более четверти всех тендеров на госзакупку жизненно важных лекарств оказались сорваны, сообщает “Коммерсант” со ссылкой на исследование аналитической компании Headway. Всего в первой половине 2019 года было объявлено 163,4 тыс. тендеров. Из них - 60,8 тыс. не состоялись. Это вдвое превышает показатель прошлого года, когда было сорвано 31,8 тыс. тендеров. “Суммарный объем сорванных аукционов вырос на 52%, с 26 млрд руб. до 39,7 млрд руб. Большинство тендеров — 55,6 тыс.— не состоялись из-за отсутствия заявок. Еще 2,8 тыс. были отменены в результате отказа от размещения заказа, а 2,1 тыс. не состоялись из-за недопуска всех участников”, - приводит издание данные исследования. Причиной столь массового характера срывов тендеров эксперты, опрошенные газетой, называют новую методику Минздрава формирования максимальной цены контракта при госзакупках. “С января 2019 года, согласно приказу Минздрава №871н, при обосновании НМЦК на поставку лекарственных препаратов госзаказчики начали использовать модель расчета по референтным ценам. Согласно этому документу, госзаказчик должен выставить минимально возможную стоимость контракта”, - пишет “Коммерсант”. В итоге, по словам гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, многие компании избегают участия в госзакупках из-за слишком низкой начальной максимальной цены контракта (НМЦК), которую устанавливает госзаказчик. Сорванные аукционы приходится обновлять, незначительно повышая ценовую планку. А на это, как отмечает Сергей Шуляк, уходит минимум месяц. Данные Headway свидетельствуют о том, что большинство сорванных тендеров - региональные. Причем в первую очередь речь идет о недорогих препаратах, таких как натрия хлорид (4,7 тыс. несостоявшихся аукционов), декстроза (3,2 тыс.), преднизолон (2,4 тыс.). Сергей Шуляк пояснил, что здесь включается еще один фактор, делающий тендер невыгодным для участников: госзаказчик указывает не только низкую цену, но и слишком маленький объем. Как отмечает заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков, новую методику приняли для выравнивания цен на госзакупках в разных регионах, где стоимость одних и тех же препаратов могла различаться в разы. “При этом, например, при расчете НМЦК для относительно небольших поставок учитываются цены крупных тендеров”, - поясняет топ-менеджер. Он также напомнил, что в начале года Минздрав опубликовал разъяснения, указывающие на то, что цены, рассчитанные в соответствии с методикой - “индикативные”. Если же субъект захочет указать более высокую НМЦК, свое решение ему придется обосновывать, а регионы брать на себя такую ответственность не хотят. Больше всего проблем на аукционах федерального уровня оказалось с препаратом для личения ВИЧ - ламивудином, говорится в исследовании Headway. Это лекарство входит почти во все схемы лечения ВИЧ-инфицированных и является самым закупаемым. “С начала года Минздрав трижды объявлял аукционы на его поставку — пять в феврале, из которых было заключено только два контракта с АО “Р-фарм” и британской GlaxoSmithKline, три в мае, где поставщик нашелся на один (ООО “Космофарм”), и два в июне. В последний раз министерству удалось заключить только один контракт с ООО “Алвис””, - сообщает “Коммерсант”. Когда первые аукционы были сорваны, организация “Пациентский контроль” обратилась к 11 производителям препарата с просьбой разъяснить причины неучастия и сообщить о планах по поставкам для повторных аукционов. “Канонфарм” и “Нанолек” объяснили свое неучастие в аукционах низкой ценой контракта. Активисты “Пациентского контроля” в июле обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой обеспечить срочное проведение аукционов, сняв ограничения для участников. Представители организации подчеркнули, что ситуация является “бесперецедентной”. Как сообщил изданию глава отдела мониторинга организации “Коалиция по готовности к лечению” Алексей Михайлов, представители компаний пояснили также, что заявленный для госзакупки объем ламивудина был слишком велик— требовалось поставить 73,3 млн таблеток. Столько готового препарата не было ни у кого. Более итого, изготовить лекарство в указанные сроки тоже не представляется возможным. “Сейчас из-за сложившейся ситуации ряду регионов все-таки придется выделить собственные средства для самостоятельной закупки ламивудина, чтобы обеспечить беспрерывное лечение пациентов”, - пишет газета со ссылкой на Михайлова, который также отметил, что самостоятельно в 2019 году ламивудин в РФ закупают лишь 14 субъектов.