Войти в почту

Музыка синхронизировала мозги врача и пациента

Некоторые психотерапевты используют для лечения своих пациентов музыку — они считают, что та помогает, например, подготовить их к более серьезным методам лечения. Эффективность музыкотерапии однозначно не доказана, однако ученые продолжают исследования в этом направлении. В новой работе международная группа ученых исследовала одну из методик музыкотерапии, суть которой заключается в том, что пациент в течении 30-40 минут слушает специально подготовленные музыкальные отрывки, как правило, из классических произведений. Находящийся рядом терапевт разговаривает с пациентом, обсуждая то, что тот ощущает в этот момент. Некоторые специалисты считают, что этот метод помогает снять стресс, облегчить состояние депрессии и тревожности. С помощью МРТ и ЭЭГ ученые решили проследить, что происходит в мозгу пациента и врача во время сеанса. Для этого исследователи применили так называемое гиперсканирование. По сути, это одновременное МРТ двух людей. В эксперименте участвовали две женщины — пациент и терапевт, 72 и 65 лет соответственно. Под музыку британского композитора Бенджамина Бриттена они обсуждали психологические проблемы пациентки и искали способ их решения. Помимо МРТ с головы каждой участницы ученые записывали и электроэнцефалограмму. Весь сеанс исследователи записали на видео, также они полностью застенографировали всё, что на нем говорилось. Затем пациент, терапевт и еще двое исследователей независимо друг от друга разбирали видео, стенографию, МРТ и ЭЭГ. Они искали переломные моменты, в которые эмоциональное состояние пациента значительно менялось. Сравнив результаты анализа всех показателей, ученые отметили два таких момента — тогда, судя по показаниям МРТ и ЭЭГ, произошел скачок активности, а стенография показала, что эмоции пациентки сменились с отрицательных на положительные. Также оказалось, что эмоциональные пики пациента совпали с таковыми у врача: в один и тот же момент времени у них обнаружился синхронный рисунок ЭЭГ во фронтальной и теменной частях мозга. Ученые впервые зафиксировали подобный эффект. Кроме того, в те же моменты у обоих участников эксперимента повышалась активность зрительной коры, так как они обсуждали образ, возникший в этот момент у пациента. Исследователи считают, что их методика, включающая запись электрической активности мозга и обработку качественных данных (видео и записи диалога), вполне перспективна для исследований эффективности психотерапии.