Главный генетик Минздрава раскритиковал планы ученого из РФ по созданию детей с отредактированным геномом

Планируемый российским биологом Денисом Ребриковым эксперимент по созданию детей с отредактированными генами небезопасен и может вызвать непредсказуемые повреждения ДНК. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил главный внештатный специалист по медицинской генетике министерства здравоохранения РФ, председатель этического комитета Минздрава России, директор ФГБНУ «Медико-генетический научный центр», член-корреспондент РАН Сергей Куцев. «В мире нет ни одной лаборатории, которая бы доказала безопасность редактирования генома половых клеток или эмбрионов. Всем известно, что технология CRISPR-Cas9 помимо ожидаемого изменения нуклеотидной последовательности ДНК может вызывать ее непредсказуемые повреждения. Решение проблемы редактирования off-target на сегодняшний день не представила ни одна научная группа, и это остается одной из главных проблем применения технологии геномного редактирования. Остается риск задеть соседние, здоровые гены. При этом случайно задетый ген может стать причиной развития заболевания: наследственной или онкологической болезни», - заявил С.Куцев. Также по его словам, клиническое значение подобного эксперимента незначительно. «Д.Ребриков собирается редактировать ген CCR5 с целью снижения восприимчивости плода и новорожденного ребенка к вирусу ВИЧ в том случае, если мать является ВИЧ-позитивной. Однако при использовании современных технологий ведения ВИЧ-позитивных пациенток риск инфицирования плода и детей меньше 1%. Таким образом риск экспериментов на эмбрионах человека получается крайне высок, а их клиническое значение крайне сомнительно. Надеюсь, что реакция научного сообщества отрезвит экспериментаторов, а министерство здравоохранения возьмет под строгий контроль генно-инженерные исследования в России», - добавил С.Куцев. Кроме того, он подчеркнул, что протоколы подобных экспериментов должны рассматриваться в Минздраве России. Ранее СМИ сообщили, что Д.Ребриков в интервью журналу Nature заявил о намерении провести имплантацию генно-отредактированных эмбрионов до конца 2019 г., если ему разрешат. В ходе эксперимента планируется изменить ген CCR5, который позволяет ВИЧ проникать в клетки организма человека. Ранее подобный эксперимент провел китайский биолог Хэ Цзянкуй, его опыты были подвергнуты критике.