Лесной стоматолог: какими деревьями на Руси лечили зубы
Первые 450 профессиональных дантистов приступили к работе лишь в 1883 году, окончив специальную школу в Санкт-Петербурге. Однако лечили зубы на Руси и до появления настоящих зубных врачей. У истоков Внучка Владимира Мономаха Евпраксия-Зоя прославилась тем, что практиковала «врачебные хытрости» и даже написала травник «Мази», дошедший до наших дней. В нём, в частности, описываются различные болезни ротовой полости и методы их лечения, которые нужны были врачам. Много полезного нашли бы для себя в то время и обычные пациенты, если бы умели читать на языке Гомера. Так, они бы узнали, что укрепить шатающиеся зубы поможет снадобье из вина и порошка оленьего рога, а отбелить зубы можно натиранием смеси из жжёных отрубей и соли. Позже рекомендации по профилактике зубных заболеваний вошли в Домострой, в котором упоминается квашеная капуста как эффективное средство против цинги, сок сельдерея как лекарство от зубной боли, а также ягоды шиповника, помогающие «выводить болезнь из дёсен». В XVII веке появились другие сочинения, посвящённые личной гигиене, в которых запрещалось отбеливать зубы солью или порохом, а чистить их рекомендовалось современным аналогом зубных щёток — «курячьими косточками». К зубоволоку Если при царском дворе ещё можно было найти дантиста-иностранца, который использовал более-менее прогрессивные достижения стоматологической науки, то простому люду приходилось обращаться к знахарям. Большинство из них были универсалами, заговаривающими от любых хворей, но находились и те, кто специализировался конкретно на болезнях ротовой полости. Называли их зубоволоками, и неслучайно. Если прописанное пациенту полоскание, «приправленное» нужным заговором, не помогало, в ход шёл радикальный и единственно действенный метод избавления от боли – удаление («зубоволочение»). Имен рядовых знахарей-дантистов в летописях не сохранилось, зато упоминается некий Агапий – стоматолог XII века из Киева, который для снятия зубной боли прописывал отвары из чёрной белены и настойку из корней ириса. К лесному дубу Не у всех была возможность расплатиться с знахарями, поэтому эффективной методикой считалось обращение к языческим традициям предков и исцеляющей силе природы. Существовало несколько способов вылечить разболевшийся зуб – и каждый раз при помощи дуба. В первом случае необходимо было разыскать в лесу старое дерево, но непременно рядом с источником. Вымочить в его воде кору, и носить ее на шее в ладанке. Второй способ – более радикальный. При острой зубной боли рекомендовалось… грызть и жевать кору. Несмотря на то, что принципы лечения кажутся, мягко скажем, странными, рациональное зерно в них есть. Дубовая кора содержит вещества, которые оказывают противовоспалительное и антибактериальное действие. Недаром дубовым отваром знахари рекомендовали полоскать рот при кровоточивости десен, неприятном запахе изо рта и простудах. К святому Антипу Пергамскому В попытке искоренить язычество Русская православная церковь предложила альтернативу – святого Антипа Пергамского, ученика Иоанна Богослова. Бог наделил Антипа «благодатью исцелять от неутешной зубной боли», а со времен Киевской Руси дошла до наших дней специальная молитва этому святому. В 1560-х годах у Боровицкой башни Кремля на месте деревянной церкви в честь святого Антипы был поставлен каменный храм, в который стекалась вся Первопрестольная: и знатные вельможи, и обычный люд. Сохранились свидетельства, что просили утешения у Антипа в разное время Иван IV и Алексей Михайлович. Последний, к слову, пытался задобрить святого парой «серебряных зубков», отдавая дань традиции украшать иконописное изображение великомучеников предметами, символизирующими их «специализацию». В аптеку В 1581 году в Москве была открыта первая государева аптека, в которой почётное место занимали и препараты от зубных хворей. Часть ингредиентов для приготовления целебных порошков импортировалось, например, опий или камфара. Другая часть – закупалась у местного населения, которое собирало целебные растения в лесах и полях. Был и третий источник поставок – «аптекарские огороды». Правда, аптечные средства были доступны лишь самым состоятельным горожанам. Изучай Травник Тем же, кто не мог заплатить за «настоящее лекарство», пригождались травники, в которых были обобщены все знания народной медицины со времён Киевской Руси. В травниках можно было найти способы лечения практически любого недуга, в том числе и патологий ротовой полости. Так, для устранения стоматита рекомендовали мёд и хрен, «зубного червя» (кариес) изгоняли жеванием чистотела, а гингивит лечили при помощи полосканий соком подорожника. Упомянутые выше экзотические оленьи рога предлагалось заменять жжеными козьими. Натирание дёсен и зубов таким порошком помогало снять сильную боль. В монастырь В Киевской Руси монахи как образованные люди, переписывающие и переводившие большое количество книг, в том числе и медицинского содержания, практиковали при церковных больницах. Помощь опытных «лечцов» мог получить любой желающий, в том числе и страдающий от зубной боли. Монахи использовали и народную медицину, заготавливая лекарственные травы, и почерпнутые из книг научные достижения. Наряду с терапевтами, были среди монахов и хирурги, которых называли резалниками. Как пишет историк медицины Николай Богоявленский, для вскрытия нарыва от воспаленного зуба они использовали «кроило» – большой нож, а при удалении в ход шли клещи или «щипьцы». В бадерскую баню В XVIII веке конкурировать с обычными банями пытались лечебные, предназначенные «для потения и разведения флюсов». Понятно, что специализированные бани посещали только представители высших сословий «по докторской рекомендации», а открывали заведения иностранцы. Так, особенной популярностью в Петербурге пользовалась бадерская баня Лемана, открытая в 1760 году. Однако лечебные бани просуществовали недолго. Оно и понятно – какой толк в узкой специализации, если русская баня излечивает от всех недугов, а общественные парные предлагали широкий спектр услуг, в том числе и удаление зубов. К тому же на практике, вероятно, было установлено, что на начальном этапе воспаления ходить в баню нельзя, чтобы не встать на следующий день с раздувшимся флюсом, да и после удаления желательно не париться, чтобы не усиливать кровоток, позволяя ране быстрее зарубцеваться.