Из ДНК сложили умную нанокапсулу для лекарств

Исследователи из Университета Йювяскюля и Университета Аалто в Финляндии разработали наноструктуру из ДНК, которая может выполнять определённые задачи в человеческом теле. Капсулоподобный носитель, созданный командой финских учёных, открывается и закрывается в зависимости от уровня pH окружающего раствора. В нанокапсулу можно загрузить различные вещества, которые будут выпущены только при незначительном увеличении уровня pH. Функция ДНК-нанокапсулы основана на рН-чувствительных частях ДНК. Капсулоподобная структура оснащена pH-чувствительными нитями ДНК, которые контролируются простой водородной связью. Открытие и закрытие капсулы контролируется спиральной структурой в одной половине капсулы, состоящей из трёх молекул ДНК, путём присоединения к подходящей одноцепочечной ДНК в другой половине. Нанокапсулу можно использовать для транспортировки молекулярных полезных нагрузок или лекарственных веществ. Команда продемонстрировала, что как наночастицы золота, так и ферменты могут быть загружены в капсулу (низкий уровень pH) и снова выпущены наружу (высокий уровень pH). Контролируя активность фермента, исследователи обнаружили, что вещества остаются полностью функциональными в течение всего процесса. Пороговый уровень pH, при котором происходит открытие и закрытие капсулы, близок к уровню pH крови. В будущем новый тип лекарственного носителя может быть оптимизирован для контролируемого открытия внутри раковых клеток, которые могут поддерживать более высокий pH, чем здоровые клетки. Фото: Veikko Linko, Boxuan Shen and Heini Ijäs/Aalto University

Из ДНК сложили умную нанокапсулу для лекарств