Новосибирские биологи выяснили, как ферменты «чинят» повреждения ДНК

Фото: Российская Газета
Как сообщает официальное издание СО РНА «Наука в Сибири», ранее подобные механизмы ученые определили в работе других ферментов.
Повреждения различных участков ДНК происходят регулярно в каждом организме. Причиной тому могут послужить несколько факторов, например, окислительный стресс в клетках — такая реакция у человека происходит до десяти тысяч раз в сутки. А кроме того, могут влиять старение, ультрафиолетовое излучение, радиация и другие факторы. Если такие «неполадки» не будут устранены, клетки могут мутировать и умереть.
На страже ДНК стоит специальная система репарации в организме, которая основывается на действии белков-ферментов. Они молниеносно реагируют на нарушения в структуре генной информации и устраняют их. Задача это непростая, ведь ДНК состоит из нуклеотидов, а их в организме человека — 3,2 миллиарда. И поврежденный участок может отличаться лишь несколькими атомами.
Как поясняет старший научный сотрудник ИХБФМ СО , доктор химических наук , чаще всего «починка» происходит благодаря тому, что фермент вырезает поврежденный нуклеотид. Но в первую очередь необходимо обнаружить их. Для этого фермент связывается с ДНК в произвольном месте и в поиске повреждений перемещается вдоль молекулы.
— Как иголка проигрывателя по дорожке пластинки, — поясняет Никита Кузнецов. — У фермента есть несколько аминокислотных остатков, и мы выяснили, что один из них всегда выступает сенсором, сигнализирующим о проблемных участках.
Выяснилось, что механизм обнаружения повреждений у NEIL-1 схож с действием других ферментов, FPG и NEIL, которые биологи исследовали ранее. Изучение процесса узнавания поврежденных участков ДНК помогут выяснить, насколько хорошо работают те или иные ферменты у конкретного человека. В конечном счете эта работа может оказаться важной при подборе правильной химиотерапии для лечения онкозаболеваний.