Найдено лекарство от заразного рака, истребляющего тасманийских дьяволов

Заразный рак — крайне редкое явление. У людей он описан в единичных случаях, когда совпадает сразу несколько факторов: генетическое сходство донора и реципиента опухоли, попадание клеток опухоли в кровь и слабый иммунитет у реципиента. Но у некоторых животных рак превратился в настоящую эпидемию, и сильнее прочих от него пострадали тасманийские дьяволы. За двадцать с лишним лет с момента обнаружения опухоли она распространилась почти на весь остров и всерьез угрожает существованию дьяволов в дикой природе. Ученые пытались разработать вакцины против опухоли, но они, кажется, помогают лишь на некоторое время, а потом болезнь возвращается. О страшной болезни, истребляющей тасманийских дьяволов, подробнее читайте в отдельном материале «Чердака» Лицевая опухоль тасманийского дьявола происходит из Шванновских клеток — вспомогательных клеток нервной ткани, окружающих лицевые нервы. Эти клетки не только изолируют нервные волокна, но и направляют их рост при повреждении. Следовательно, им свойственно размножаться и двигаться, что повышает риск опухолевого перерождения. Международная группа ученых обнаружила сигнальный путь, который активно участвует в работе как здоровых Шванновских клеток, так и произошедшей от них опухоли. Он начинается от рецептора ERBB на поверхности клетки, затем через белки-посредники сигнал доходит до транскрипционного фактора STAT3. А тот уже, в свою очередь, влияет на работу генов. Оказалось, что достаточно заблокировать передачу сигнала внутрь клетки, чтобы погубить опухолевые клетки. Для этого ученые использовали противораковый препарат сапитиниб. Еще несколько лет назад его тестировали на людях, однако клинические испытания он не прошел. Возможно, после этих исследований ему дадут второй шанс, чтобы попытаться спасти дьяволов. Изучая работу сигнального пути ERBB/STAT3, ученые обнаружили у него еще одно неожиданную особенность. Под его действием снижается производство белка МНСI — главного комплекса гистосовместимости. МНСI работает как опись имущества, показывая иммунным клеткам фрагменты внутриклеточных белков. Это полезно, чтобы определить, например, опухолевую клетку, содержащую мутантные белки. Но STAT3 подавляет экспрессию MHCI, и клетка становится невидимой для иммунитета, что позволяет опухоли выжить. Сапитиниб же, блокируя сигнальный путь, ведущий к STAT3, наоборот, повышает количество MHCI в клетке. В организме дьявола это должно привести к активации иммунитета и быстрому уничтожению опухоли. Осталось провести исследование на реальных животных, чтобы в этом убедиться.