Войти в почту

Пациенты начали активно жаловаться на врачей: большинство — обоснованно

У российских пациентов нет привычки пользоваться своими правами, считают во Всероссийском Союзе Страховщиков. «Для ее формирования потребуется еще время. И все же ситуация меняется. Так, обращаемость к страховым представителям в поликлиниках, призванных следить за соблюдением наших прав, за последние два года повысилась в 8 раз. При этом анализ этой сферы показал, что каждый пятый случай оказания медицинской помощи в нашей стране содержит те или иные нарушения, и 61% из них — в стационарах. Каждое четвертое нарушение ухудшает прогноз больных». Попусту российские пациенты обычно не жалуются, терпят до последнего — более 90% их жалоб признаются страховщиками обоснованными. По итогам российские поликлиники штрафуют, однако, размеры штрафов сегодня таковы, что вряд ли кого-то способны напугать. К примеру, если пациент умрет на пороге клиники от инфаркта, а за полчаса до этого врач сказал, что он в безопасности, штраф составит не более 36 тысяч рублей (3 подушевых норматива). И вообще, штрафы сегодня съедают не более 1% от финансирования лечебно-профилактических учреждений И все же представители ВСС советуют жаловаться активнее. Сообщать, например, если врач не дает направление к узкому специалисту или если с вас потребовали денег за то, что оплачено в рамках программу госгарантий оказания медпомощи. Такие проблемы решаются очень легко. «Даже если в поликлинике или всем амбулаторном центре нет, например, невролога, пациента можно легко направить в ближайшее ЦРБ. Теперь для этого есть юридической основание — официально утвержденные предельные сроки оказания медпомощи», — говорит глава ВСС Дмитрий Кузнецов. Как рассказывает доктор медицинских наук, член Общественного совета при МЗ РФ Алексей Старченко, очень серьезные проблемы сегодня с диагностикой онкологии. «Мы проанализировали медицинскую документацию за три месяца в двух российских регионах. Оказалось, диагноз рак не был поставлен в 70% случаев, когда все указывало на него. Пациенты ходят к терапевтам, хирургам, гастроэнтерологам, делают исследования — и не получают диагноза. Очень часто врачи пропускают рак носоглотки. Стоматологи диагностируют язвы, кариес, а к онкологам не отправляют, на биопсию тоже. По-прежнему встречаются приписки в медкартах. Например, если верить документации, 80% пациентов отказались от маммографии. Да кто же от нее откажется? А по закону поликлинике ничего не будет, если она выполнила пациенту 80% манипуляций из перечня диспансеризации». Иногда такая «недодиагностика» заканчивается трагически. Как рассказывает Алексей Старченко, недавно был такой случай. 26-летняя женщина, мать троих детей, обратилась к врачу, ибо нащупала в груди небольшое уплотнение. Врач направил ее на УЗИ и сказал, что волноваться не о чем, хотя должен был по стандарту провести ей маммографию и биопсию. Через полгода у нее диагностировали уже распространенные метастазы. «Таких случаев тысячи, мы их видим постоянно», — говорят в ВСС. — Помните о том, что хронические жалобщики — самые уважаемые пациенты в наших медицинских учреждения. Они все получают вовремя, с доставкой на дом, — говорят в ВСС. ВСС даже составил топ-10 бесплатных медицинских услуг, за которые чаще всего неправомерно требуют оплату в медорганизациях, работающих в системе ОМС. Выглядит он так: 1. Расходные материалы в стационаре (лекарства, бинты, иглы, шприцы, системы для инфузионной терапии и т.д.) 2. Медизделия, вживляемые в организм человека (металлоконструкции и др.) 3. Расходные материалы в поликлиниках — пломбировочный материал в стоматологии, рентгенпленка, диск для записи результатов КТ или МРТ 4. Аппаратные методы диагностики (МРТ и КТ) — и в поликлиниках, и в стационарах. 5. Медпомощь при стоматологических заболеваниях (кроме зубопротезирования) 6. Лекарства для лечения онкозаболеваний 7. Исследования крови (в том числе, на гормоны) 8. Сокращение сроков ожидания исследования: УЗИ, рентгенографии, гастроскопии 9. Восстановительное лечение (массаж, лечебная физкультура и др.), назначенное лечащим врачом 10. Консультации «узких специалистов» (окулист, невролог, лор, хирург, онколог и т.д.) Если у вас возникают проблемы, нужно обращаться в администрацию медучреждения или к страховому представителю страховой медицинской компании, выдавшей вам полис ОМС.