Войти в почту

10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям

Получить срочную консультацию доктора можно онлайн, однако не все родители доверяют «врачам в компьютере». Эксперт рассказывает, какие представления о телемедицине ложны. Наверняка, у вас была ситуация, когда требовалось срочно узнать мнение врача, а возможности добраться до поликлиники немедленно по каким-то причинам не было. И скорую помощь не вызовешь, не тот случай, и знакомых медиков нет, чтобы проконсультировали по телефону. Раньше вы бы так и ждали первой возможности оказаться на приеме у врача, а сегодня можно просто воспользоваться услугами доктора онлайн – это называется телемедицина. Андрей Мельников, врач высшей категории, главный специалист дистанционного сервиса по вопросам здоровья «ТелеМед», рассказал «Летидору», зачем нужна телемедицина, сколько стоят такие услуги, избавит ли она от походов в поликлинику, а также развеял популярные мифы о ней. Андрей Мельников История термина «телемедицина» началась еще в далеком 1905 году и положила начало методу дистанционных консультаций по вопросам здоровья с использованием информационных технологий. Сегодня телемедицина развивается по всему миру порой в самых неожиданных форматах. Например, одна всемирно известная компания инвестирует в телемедицинские разработки для лечения космонавтов за пределами Солнечной системы и использует беспилотные автомобили как мобильные точки оказания первой помощи. Многие пациенты восприняли телемедицину неоднозначно. В июне 2017 года Аналитический центр НАФИ и Сервис круглосуточной дистанционной помощи «ТелеМед» изучили отношение россиян к телемедицине. В ходе исследования были опрошены жители 140 населенных пунктов в 42 регионах России. По данным исследования, получать медицинские услуги дистанционно готовы до 61% россиян, при этом возможности телемедицины наиболее актуальны для тех, кто редко болеет, а 39% опрошенных не рассматривают форматы телемедицины как замену или дополнение к услугам здравоохранения. Отсутствие понятной и ясной информации породило множество мифов. Давайте их развеем. Телемедицина – это лечение по телевизору На первый взгляд, особенно обывателя, приставка «теле-» предполагает наличие телевизора в процессе лечения. Сочетание телевизора и медицины породило большое количество популярных шоу о здоровье, которые, конечно, никакого отношения к телемедицине не имеют. Это развлекательные мероприятия, пусть даже и с некой научной направленностью. Телемедицина – отдельное направление медицины Медицина – это диагностика, лечение, профилактика болезней, предполагающая обязательный контакт врача и пациента. Телемедицина – это всего лишь способ взаимодействия врача и пациента (беременной женщины, молодой мамы) с применением современных коммуникативных технологий. Это может быть аудио-, видеосвязь или другие способы передачи данных. Телемедицина – это что-то новое Изобретатель телефона Александр Белл впервые использовал это изобретение для вызова к себе доктора. А в 1905 году была впервые осуществлена передача электрокардиограммы по телефонной линии. В США посредством телевизионной связи была проведена консультация психиатра в 1959 году. Технологии стремительно развиваются, мир стал цифровым, и телемедицинские технологии стали быстрее, точнее, обрели исключительное качество. Сейчас Минздрав КБР (Кабардино-Балкарской республики) внедряет сервис дистанционного мониторинга беременности. Новый сервис позволит врачу в реальном времени отслеживать изменения физиологических показателей своих пациентов — температуры, артериального давления, пульса, уровня сахара в крови, креатинина и т.д. Телемедицина не нужна, потому что есть интернет, форумы, подруги Часто неясно, какие врачи сидят по ту сторону экрана, может, это шарлатаны. Можно ли полностью доверять активистам форумов для молодых мам? У медицинских организаций в открытом доступе всегда есть самая полная информация о врачах, их опыте, образовании, часто и копии их сертификатов и дипломов. Кроме того, качество оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий контролируется точно так же, по тем же стандартам и порядкам, как и всякая другая. Следует упомянуть, что телемедицина подразумевает обязательное использование информационных систем, где хранится вся медицинская информация о маме или её ребёнке (в качественных телемедицинских сервисах у каждого пациента есть «Личный кабинет»). Телемедицина избавит от походов в поликлинику и будет лечить дома Действующие законодательные нормы, принципы клинической медицины не позволяют устанавливать диагноз и назначать лечение дистанционно, что, на мой взгляд, совершенно правильно и разумно. Считать, что, если у малыша начался кашель, и вы звоните по видеосвязи педиатру, подводите ребенка к веб-камере, показываете ей горло малыша и получаете консультацию, а заодно и рецепт, неверно. Сейчас возможна медицинская навигация, коррекция лечения, диспансерное наблюдение, интерпретация различных анализов и исследований и другие медицинские сервисные услуги, которые позволят отказаться от опасной самодиагностики и лечения и получить при этом качественную дистанционную поддержку высококлассного специалиста. Телемедицина – это только лечение Одни из наиболее частых проблем, которые может решить телемедицина, особенно в первый год жизни ребенка – это недостаточный набор веса ребёнком, вопросы введения докорма и прикорма (как правильно, что давать и в какие сроки). Имея дома весы и ростомер можно получить дистанционные консультации у педиатра по всем этим вопросам. Практика показывает, что обычно взаимодействие со специалистом – это серия обращений. Время телемедицинской консультации ограничено В поликлиниках, особенно государственных, время приёма детей и беременных женщин регламентировано и не должно превышать 15 минут. Что может успеть врач за это время? Ведь только на «раздеть – одеть – успокоить-уточнить-опросить» уходит минут 10, а ведь надо еще осмотреть. Солидные телемедицинские сервисы позволяют посвятить ребенку, маме ребёнка и беременной женщине значительно больше времени, терпеливо выслушав, всё подробно объяснив и ответив на все вопросы. Телефон, скайп и личный кабинет – это исчерпывающий список средств коммуникаций В условиях тотальной цифровизации и в эпоху постоянного внедрения новых digital-технологий телемедицинские сервисы используют взаимодействие через чат-боты. Они автоматически напоминают беременным женщинам о необходимости проводить обследование в соответствии с правилами ведения беременности. Например, в срок 11-14 недель пройти первое УЗИ, а на 18-21 неделе сделать второе. Мамам такой чат-бот может напомнить о том, что необходимо дать лекарство, которое прописал врач или о том, что на такую-то дату назначен прием у специалиста. Телемедицина – это дорого Чаше всего сервисы предлагают некий пакет услуг для беременных, мам и детей. И количество обращений по какой-либо одной проблеме не ограничено. Таким образом, стоимость одной полноценной врачебной консультации может оказаться очень небольшой, а услуга «Личный врач» помогает знать, что поддержка специалиста всегда рядом, а это важно, особенно на этапе беременности и первого года жизни ребенка. Телемедицина – это дешево Следует сказать, что телемедицинские технологии весьма непросты как в организационном, так и в техническом плане. Кроме того, это очень и очень затратно. Поэтому современные медицинские организации и сервисы, использующие телемедицину, делают это в первую очередь для пациента, для возможности оказания ему качественной и современной помощи. Без всяких сомнений, они не могут экономить на врачах и оборудовании, они дорожат своей репутацией. Тем более, если предусмотрена опция «Второе мнение», позволяющая получить мнение высококлассного профессионала из другой клиники, особенно, если клиника в США или Европе. Это не может стоить копейки. Цены на услуги дистанционных консультаций могут колебаться от 3000 до 12000-15000. Все зависит от того, какие услуги вы хотите получить, что для вас важно. Подводя итоги, отметим, что у телемедицины есть свои плюсы и минусы. Но нельзя отрицать, что современные технологии делают нашу жизнь проще, особенно в том, что касается здоровья: получать дома медицинские услуги, ранее доступные только в больнице, сократить число визитов к врачу и посещений больниц, что позволяет экономить время и уменьшить дорожные расходы, получить высококачественную помощь даже в самых удаленных и труднодоступных уголках России, где решение вопросов здоровья крайне затруднительно. А некоторые виды телемедицины предоставляют возможность постоянного мониторинга состояния: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, что делает такие услуги, зачастую, просто необходимостью. Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям
© Letidor.ru