Найден человеческий белок, противодействующий вирусу Эбола

Вирус Эбола терроризирует человечество последние 40 лет, вызывая вспышки тяжелого заболевания практически каждый год. Крупнейшая эпидемия случилась в Западной Африке в 2013-2016 годах: тогда было Эбола инфицировала 28 000 человек, более 11 000 погибло. Больше всего пострадали Либерия, Сьерра-Леоне и Гвинея. Лекарства от Эболы у нас до сих пор нет. Вирус вырабатывает специальные белки, чтобы обойти иммунную систему организма, но и организм, в свою очередь, вырабатывает защитные белки против инфекционного агента. В исследовании, опубликованном в журнале Cell, ученые с помощью метода масс-спектрометрии определили, как именно ведется гонка вооружений между вирусом и иммунитетом человека. Им удалось идентифицировать 194 человеческих белка, которые так или иначе взаимодействуют с вирусом Эбола. Некоторые из них вирус использует, чтобы размножаться, другие, судя по всему, никак этому не помогают, а третьи — такие, как белок RBBP6, могут этому мешать. Как выяснилось, он может связываться с белком Эбола VP30. Это не дает VP30 и другому вирусному белку — нуклеопротеину — взаимодействовать, а без такого взаимодействия вирус не может расти. Присмотревшись к RBBP6, ученые выяснили, что вирусу не дает расти один из его компонентов — пептид, состоящий из 23 аминокислот. Эксперименты в клеточных культурах подтвердили этот факт: если вирус добавляли в клетки, у которых синтез белка RBBP6 был «выключен», вирус лучше рос и быстрее размножался. Если же его «подсаживали» к клеткам, у которых этот белок экспрессировался хорошо, вирус рос и размножался намного хуже. Клетки, зараженные Эболой (зеленые) в присутствии RBBP6 (слева) и без (справа)Northwestern University «Если взять этот пептид и поместить его в человеческие клетки, инфекцию Эбола можно заблокировать. И наоборот, когда вы убираете белок RBBP6 из клеток, вирусы Эбола копируются в них намного быстрее», — говорит один из ведущих авторов исследования Джадд Хультквист, доцент в подразделении инфекционных болезней Северо-западного университета Медицинской школы им. Фейнберга в Чикаго. Возможно, в будущем ученые смогут синтезировать лекарство, которое сможет повторять функцию белка RBBP6 и таким образом, бороться с инфекцией. Ранее другой коллектив ученых смог вылечить от Эбола обезьян с помощью препарата, на основе малых интерферирующих РНК, действие которых нацелено на отдельные гены вируса Эболы.

Найден человеческий белок, противодействующий вирусу Эбола