Ученые доказали «омолаживающий» эффект маточного молочка

Активный белковый компонент маточного молочка помогает пчелам выращивать новых маток. Исследователи из Медицинской школы Стэнфордского университета выявили аналогичный белок у млекопитающих, который сохраняет культивированные эмбриональные стволовые клетки плюрипотентными, т.е. способными реализовывать несколько вариантов дальнейшего развития в процессе дифференцировки. По словам ученых, белок млекопитающих, сходный по структуре с активным компонентом пчелиного маточного молочка, работает как своего рода источник молодости для эмбриональных стволовых клеток мыши. Протеин сохраняет клетки плюрипотентными, что значит они могут стать любой клеткой в нашем организме, при условиях, способствующих их «превращению». Неожиданная находка, вероятно, снова раздует пламя тысячелетних споров о регенеративной силе маточного молочка. Что еще более важно, открытие предлагает новые способы поддержания стволовых клеток в состоянии анабиоза до тех пор, пока они не понадобятся для будущего лечения. «В фольклоре, маточное молочко является вроде панацеи, особенно в Азии и Европе, но последовательность ДНК в роялактине, активного компонента в маточном молочке, уникальна. Мы определили структурно схожий белок у млекопитающих, который может поддерживать плюрипотентность стволовых клеток», — пояснил профессор Кевин Ванг. Ван задавался вопросом, каким образом маточное молочко вызывает такие сильные различия у самих маток, которые им питаются, и рабочими пчелами. В конце концов, у двух каст насекомых одинаковый геном. В ходе исследования было принято решение сосредоточиться на протеине —роялактине, который ученые ввели в эмбриональные клетки мыши для выявления их реакции. «Чтобы маточное молочко оказало влияние на развитие матки, оно должно воздействовать на клетки-зародыши личинок пчелы. Поэтому мы решили посмотреть, как оно повлияет на эмбриональные стволовые клетки животных», — сказал Ванг. Эмбриональные стволовые клетки сильны, но непостоянны. При выращивании в лаборатории они часто хотят перестать быть стволовыми и дифференцироваться в специализированные клетки, пояснили ученые. К своему удивлению, Ван и его коллеги обнаружили, что введение в них роялактина остановило дифференцировку эмбриональных стволовых клеток даже при отсутствии ингибиторов. «Это было неожиданно», — поделился Ван. После своих экспериментов с этим протеином, ученые задались вопросом, может ли у млекопитающих вырабатываться схожий с ним белок. В результате был открыт белок под названием NHLRC3, который, по мнению ученых, формирует структуру, подобную роялактину, и производится на ранней стадии эмбрионального развития у всех животных от угрей до людей. Кроме того, было обнаружено, что NHLRC3 смог поддерживать плюрипотентность эмбриональных клеток мыши и вызывал такую же экспрессию генов, что и протеин маточного молочка. Белок получил название регина-протеин. Теперь перед биологами стоит задача выяснить его терапевтическую ценность в заживлении ран или регенерации клеток у взрослых животных. Они также надеются, что открытие поможет выявить лучшие способы сохранения плюрипотентности эмбриональных клеток при выращивании их в лаборатории. «Наши эксперименты показывают, что регина-протеин является важной молекулой, управляющей плюрипотентностью и производством клеток-зародышей, из которых формируются ткани эмбриона», — объяснил Ванг. «Наконец, мы связали вместе миф и действительность», — заключил ученый.

Ученые доказали «омолаживающий» эффект маточного молочка