Производители фармацевтической продукции попросили защиты у властей
Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий обратилась за защитой к Госдуме. Теперь депутаты займутся подготовкой предложений по обеспечению граждан эффективными отечественными препаратами, сообщается на сайте нижней палаты парламента. По данным отчественных фармпроизводителей, сейчас доля иностранных производителей лекарств в аптеках составляет до 70% в стоимостном выражении. Причина — ценовое регулирование, которое не дает поднять цены на отечественные лекарства даже на 50 рублей до уровня их рентабельности, но разрешает повышать цены иностранным производителям — на 500 рублей. Кроме того, массовая монополизация рынка поглощает аптеки с недорогими лекарствами. При этом крупные импортные производители платят еще и бонус за так называемый вход в аптечную сеть и первую полку, а также предоставляют отсрочку платежа. Вот что говорит президент ассоциации, академик РАН Сергей Колесников: Сергей Колесников президент Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий, академик РАН «Во-первых, должна быть жестко ограничена вот эта бонусность, потому что она сейчас достигает до 60% от стоимости отечественного препарата. Можете себе представить, в какую зависимость попадает производитель попадает. Значит, фактически должны быть принципы регуляции введены как по цепочке жизненно необходимых лекарственных препаратов, когда ограничивается логистическая надбавка, аптечная надбавка, а не только цена производителя. И вторая вещь — это снятие каких-либо регистрационных ограничений, вообще регистрации цены препаратов до 150 рублей. Если это произойдет, тогда отечественный производитель будет заинтересован в том, чтобы цена препарата соответствовала его себестоимости плюс затраты на разработку и отчасти маркетинг. Тогда это будет нормально. Хотя сейчас начнется очень большой вой аптечных сетей. Они такие несчастные, они берут фактически огромные кредиты и за счет производителя развивают свой бизнес. Аптек у нас сегодня больше 66 тысяч по стране. В результате у нас избыток аптечных учреждений, которые тем не менее не покрывают удаленные точки, которые находятся в малых городах, в селах, потому что там дорогие препараты, высокомаржинальные не продашь. Во многих странах мира вообще запрещено более двух аптек, трех аптек собирать в сеть. Допустим, в Германии, потому что монополизация ведет к повышению цен». На рынке находятся все лекарства как отечественные, так и иностранные. Однако есть условно российское производство. Это лекарства, произведенные на территории России иностранными компаниями. Таких очень много, но по общей стоимости действительно дороже импорт. Однако преимущества у иностранных лекарств нет, утверждает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. Нелли Игнатьева исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей «Есть иностранные компании, которые локализовали свои площадки производства на территории Российской Федерации. И к какой категории их отнести? Но дело в том, что в упаковках лекарственных препаратов наши пациенты употребляют как раз-таки гораздо больше произведенных на территории Российской Федерации. В упаковках это составляет до 70%. Подводить вот так черту, что на сегодняшний момент преимущество на пользу иностранных препаратов, некорректно. Количеством уже доказано: препараты, произведенные на локальном рынке, пользуются большим спросом. И это не год, не два — это уже на протяжении нескольких лет. Пациент сделал свой выбор. Если говорить о коммерческой составляющей, аптеке выгодно хоть что-то продать. Исключать вообще из обращения иностранные препараты нелогично. У наших пациентов, увы, еще бытует стереотип, что иностранные препараты помогают лучше даже в рамках одного действующего вещества. Я хочу нам всем напомнить, что лекарственный препарат любой изначально должен подбираться врачом. Поэтому вот на рынке лекарственных препаратов все-таки еще промежуточный потребитель — доктор». На рынке должна быть конкуренция, а не преференции тому или иному производителю, потребитель должен сам выбирать, что ему покупать, считает эксперт фармацевтического рынка Нина Белозерцева. Нина Белозерцева эксперт фармацевтического рынка «Что касается российских препаратов и не российских препаратов, мне кажется, мы должны отходить от этой парадигмы: «российских препаратов должно быть больше, иностранных — меньше». На мой взгляд, препараты должны быть качественные. Какая страна является производителем — это вопрос вторичный. И иностранные производители, и российские — все готовы работать на рынке, готовы производить лекарственные препараты разного ценового сегмента. Главное, чтобы создавалась здоровая конкуренция, понятные правила, доступные, неизменные, хотя бы на протяжении продолжительного периода времени. То есть пациент всегда будет выбирать то, что ему помогает вне зависимости, на самом деле, от цены. Если российский препарат ему помогает, то он останется с этим препаратом, будет его покупать. Если не помогает, то он вернется на тот препарат, который ему помогал. То есть, если у пациента есть выбор — десять российских, 15 иностранных, — это хорошо. Панным Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции, стоимость разовых маркетинговых акций по одному наименованию лекарства достигает 6-8 млн рублей.