Войти в почту

К начинающим терапевтам прикрепят наставников

Дефицит врачей первичного звена, в том числе терапевтов и педиатров, превышает 25 тысяч. Заинтересовать медиков работой в поликлиниках в Минздраве пытаются различными способами. В том числе — внедрением института наставничества. На что жалуются избиратели депутатам Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов уверен — сегодня в медицинские вузы поступает «лучшая молодёжь страны». «Это подтверждают как данные ЕГЭ, так и наши наблюдения», — сказал он на «круглом столе» в нижней палате. В то же время в планах у большинства студентов — отнюдь не работа в поликлиниках и фельдшерско-акушерских пунктах. «В первичную медико-санитарную помощь по-прежнему мало кто хочет идти, — пояснил «Парламентской газете» депутат Юрий Кобзев. — Выпускники вузов хотят быть врачами-специалистами, работать в стационарах. В поликлиники никто не спешит». По словам парламентария, дефицит опытных участковых терапевтов и педиатров уже ощутим, и в будущем ситуация может усугубиться. «Эти вакансии в 85 процентах случаев заняты людьми предпенсионного и пенсионного возраста, — отметил он. — А что случится после того, как они закончат работу?» Нехватка кадров — одна из причин снижения качества медпомощи в государственных поликлиниках, считают в Госдуме. «Есть стандартные расчётные цифры: один участковый доктор должен работать с определённым количеством пациентов. Если терапевтов в поликлинике не хватает, количество граждан на одного врача увеличивается. Может ли он их качественно лечить?» — интересуется Юрий Кобзев. Вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова признала: если в 2010 году большинство обращений избирателей к ней, как к депутату, касались жилищной политики, то с 2015 года основная часть вопросов — здравоохранение. «Люди жалуются на то, что они не могут сдать анализы, не могут попасть на приём к терапевту, чтобы получить направление к «узкому специалисту», — сказала она. Чего опасается врач Привлечь молодых докторов в первичное звено здравоохранения в Минздраве рассчитывают целым комплексом мер — от практически «директивных» до «компромиссных». Среди уже принятых решений — переход на систему аккредитации выпускников медвузов и новые правила зачисления на бюджетные места в ординатуру. Чтобы продолжить медицинское образование и получить «узкую специальность», вчерашние студенты должны не только сдать единый тест в рамках аккредитации, но и заработать определённое количество баллов за различного рода достижения. Опасность, что терапевтами и врачами скорой впредь будут устраиваться не очень хорошо подготовленные специалисты, возрастает. Едва ли не самое большое количество баллов при этом дают за медицинский стаж, приобретённый во время или после обучения. Выпускникам, сдавшим аккредитацию, но не набравшим нужное количество баллов, приходится идти в первичное звено — устраиваться участковыми терапевтами или врачами скорой помощи. «Побочный эффект» при этом очевиден: так возрастает опасность, что терапевтами и врачами скорой впредь будут устраиваться не очень хорошо подготовленные специалисты. Как оказалось, боятся такого карьерного зигзага и сами студенты-медики. «Вопрос уверенности специалистов в себе остаётся открытым, — сказала депутат Татьяна Соломатина. — В Госдуме я представляю Томскую область, там мы провели скрининг среди молодых специалистов, выпускников и тех, кто должен закончить на следующий год вуз и пойти работать в первичное звено. Что их сегодня страшит? Они боятся сложных случаев, что останутся один на один со сложным пациентом, а им будет необходимо поставить правильный диагноз, назначить хорошую схему лечения, начать заниматься реабилитацией. Они боятся того, что у них не будет поддержки». По мнению депутата, к каждому молодому специалисту, пришедшему в первичное звено, должен быть прикреплён куратор или наставник. В Томской области так уже делают. При этом, по словам Татьяны Соломатиной, к подбору кураторов стоит предъявлять «определённые требования». «От того, как он встретит молодого специалиста, как будет с ним работать, зависит очень многое — останется ли молодой врач в профессии, каким специалистом он будет», — пояснила Татьяна Соломатина. Директор Департамента медобразования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семёнова отметила, что институт наставничества в здравоохранении начинает внедряться и в других регионах. «Также очень важно, чтобы выпускник не потерял связь с вузом, который он закончил, — сказала Татьяна Соломатина. — Сейчас на территории Томской области мы ведём переговоры с нашим опорным вузом — с тем, чтобы открыть «горячую линию», куда любой молодой специалист может позвонить в режиме онлайн, получить консультацию от специалиста, преподавателя, которому он доверяет».

К начинающим терапевтам прикрепят наставников
© Парламентская газета