Какими правами обладает пациент в системе ОМС

Доступное здравоохранение В этом году системе ОМС исполнилось 25 лет. Специально к этой дате в Москве состоялся круглый стол "ОМС: права и новые возможности российских пациентов". Большинство федеральных экспертов, выступавших на мероприятии, сошлись во мнении, что медицинская помощь в России за последние годы стала намного доступнее. "Такой прозрачности в системе финансирования, в проведении экспертиз, как в системе ОМС, нет ни в одной другой отрасли, — говорит член Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья Тамара Фролова. — Любой гражданин России на портале госуслуг в любой момент может посмотреть, когда и где он получил медицинскую помощь, и главное — сколько это стоит". Действительно пару лет назад система ОМС получила новый импульс развития. Введенный в 2016 году институт страховых представителей на законодательном уровне (Приказ Федерального фонда ОМС № 88) обязали обеспечивать сопровождение застрахованных лиц при получении ими услуг по полису обязательного медицинского страхования. Таким образом, медицинские услуги стали доступнее за счет трехступенчатой системы страховых представителей. Специалисты первого уровня — это консультанты колл-центров, информирующие застрахованных по телефону, к примеру, о предстоящей диспансеризации. Страховщики второго уровня ведут работу с жалобами, решают организационные вопросы и контролируют процедуру диспансеризации. Третий уровень — это уже врачи страховой медицинской организации (СМО) или эксперты качества медицинской помощи. Эти специалисты более глубоко и детально разбираются в конкретной проблеме застрахованного. По данным Федерального фонда ОМС, в начале реализации проекта в СМО было занято около 800 специалистов. Сегодня их уже более 10 тысяч. Почти половина из них на конец первого полугодия 2018 года работают непосредственно в медицинских учреждениях. Что нового? Как рассказывает начальник управления организации ОМС ФФОМС Светлана Кравчук, в этом году особое внимание отведено развитию профилактики и диспансеризации. Текущий год стал приоритетным и с точки зрения развития онкослужбы. "Мы начали внедрять новую систему контроля качества оказания медицинской помощи для онкобольных, — говорит Кравчук. — Дополнительное выделение средств в 2019 году на онкопрофиль предполагается на уровне 70 млрд рублей, в 2020 году — 120 млрд, а в 2021 году — уже 140 млрд". Планируется, что в 2019 году расширится спектр услуг по сосудистой хирургии и реабилитации. Что же касается диспансеризации, то если сегодня ее могут пройти раз в три года и раз в два года по отдельным направлениям (онкоскрининг), то начиная с 2019 года граждане России смогут проходить профилактический осмотр ежегодно. Кстати, в свете демографической политики РФ в 2018 году в систему ОМС включили дополнительную услугу по криоконсервации эмбрионов при проведении процедуры ЭКО. В целом, по словам Светланы Кравчук, размер субвенции ФФОМС на реализацию базовой программы ОМС в следующем году превысит 2 068 млрд рублей, прирост по сравнению с предыдущим годом составит 10,6%. Проблемы решаются Как отметил сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, президент Общероссийской благотворительной общественной организации инвалидов "Всероссийское общество гемофилии" Юрий Жулев, страховые компании сегодня уделяют особое внимание защите прав пациентов. Благодаря этому стало проще получить высокотехнологичную специализированную помощь тяжелобольным, медицина стала доступнее. Однако еще существует ряд проблем, одна из которых — информирование пациента. Так, по данным Всероссийского союза страховщиков, за восемь месяцев 2018 года в Самарской области о необходимости прохождения диспансерного наблюдения проинформировано лишь 83 тыс. человек — это 40% от всего числа пациентов, которые могут бесплатно пройти комплексное обследование в этом году. В то же время каждый четвертый самарский пациент, столкнувшийся с некачественным медицинским обслуживанием, не обращается к своим страховщикам. И очень зря. Член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, заместитель начальника лечебно-реабилитационного центра ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами Президента РФ Эдуард Гаврилов отмечает эффективность работы страховых представителей: "Сейчас очень многие вопросы граждан решаются путем простого звонка в страховую медицинскую организацию". Чтобы узнать, какая страховая вас обслуживает, можно обратиться в территориальный фонд ОМС, Всероссийский союз страховщиков или в ОНФ. На сайте последнего в сентябре появилась красная кнопка — для оперативного приема сигналов от граждан. Александр Трошин, председатель рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков: — С 2016 года число обращений к страховым представителям выросло в 13 раз. Если в первом полугодии 2016 года к ним поступила 101 тысяча обращений, то в первом полугодии 2018 года — более 1,3 млн. Сейчас мы наблюдаем изменение структуры обращений с акцентом на вопросы по качеству медицинской помощи. Это характеризует рост уровня информированности граждан о своих возможностях в системе ОМС.

Какими правами обладает пациент в системе ОМС
© Волга Ньюс