Ещё

Ученые из России открыли новые противораковые свойства гормона сна

Фото: Depositphotos / Vtanovski
МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости. Добавление мелатонина, гормона сна, в противораковые препараты на базе аналогов витамина А усилит их действие и поможет снизить их токсичность. Об этом пишут ученые из России, опубликовавшие статью в International Journal of Molecular Sciences.
"Мы изучали то, как комбинация мелатонина и сниженных концентраций ретиноевой кислоты влияет на развитие опухолевых клеток острого лейкоза человека. Их сочетание привело к уменьшению числа опухолевых клеток на 70%, а делящихся клеток — на 64%", — рассказывает Ольга Крестинина из Института теоретической и экспериментальной биофизики в Пущино, чьи слова приводит пресс-служба заведения.
Мелатонин регулирует распорядок дня человека и других живых существ, отвечая за наступление сна и пробуждение из него. Помимо этого мелатонин является сильным антиоксидантом, способным нейтрализовать агрессивные молекулы внутри клеток.
Главным источником и «потребителем» мелатонина является мозг, однако последние опыты показывают, что мелатонин производится и в других частях тела. Недавно Крестинина и ее коллеги обнаружили, что этот гормон замедляет старение клеток и имеет противораковые свойства.
Подобные эксперименты, а также результаты опытов других научных коллективов, заставили российских биологов задуматься о том, можно ли использовать гормон сна в качестве усилителя действия других противораковых препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты.
К примеру, подобными свойствами обладает так называемая ретиноевая кислота — один из аналогов витамина А, который сегодня широко применяется для лечения острого лейкоза, рака крови. Прием больших количеств этого препарата, необходимых для уничтожения опухоли, приводит к тому, что у пациента развивается лихорадка, появляются отеки и очень сильная одышка, а также другие побочные эффекты, опасные для жизни.
Крестинина попытались приуменьшить их силу, уменьшив дозу ретиноевой кислоты и добавив в нее большие количества мелатонина. Комбинацию этих веществ ученые ввели в культуру раковых клеток, «прародителем» которых была злокачественная опухоль, извлеченная в 1979 году из костного мозга 36-летней пациентки, умершей от острого промиелоцитарного лейкоза.
Эти опыты показали, что сочетание этих препаратов очень эффективно уничтожало раковые клетки даже в тех случаях, когда концентрация «кузена» витамина А была уменьшена в 100 тысяч раз по сравнению с тем, как он сегодня применяется при борьбе с реальным раком.
Причиной этого, как выяснили ученые, было то, что сочетание мелатонина и ретиноевой кислоты особенно эффективно подавляло синтез одного из «белков жизни», Bcl-2. Он защищает раковые клетки от запуска программы апоптоза, запрограммированного «самоуничтожения» при появлении поломок в ДНК, и его блокировка приводит к их массовой гибели.
Аналогичным образом, как отмечают Крестинина и ее коллеги, можно усилить действие и других противораковых препаратов, направленных на борьбу с иными типами опухолей. Учитывая то, что мелатонин присутствует в организме человека и его действие на тело хорошо изучено, можно ожидать, что такие комбинированные препараты достаточно быстро начнут проходить клинические испытания.
Видео дня. Как лечатся больные с COVID-19 на дому