Войти в почту

Федермессер: механизмы реализации средств на паллиативную помощь неэффективны

МОСКВА, 18 октября. /Корр. ТАСС Инна Финочка/. Государственные механизмы реализации средств, выделяемых на паллиативную помощь, работают неэффективно, и не позволяют приобретать то, что в действительности необходимо хосписам и выездным службам. Такую точку зрения высказала ТАСС в четверг руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения Москвы и основатель Благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Нюта Федермессер. Ранее в рамках заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай" Федермессер обратилась к главе государства Владимиру Путину с опасениями, что в связи с тем, что если на данный момент истрачено лишь 12% бюджетных средств, выделенных на развитие паллиативной помощи в начале года, то в будущем деньги на паллиатив не будут выделяться. Глава государства отметил, что если "истрачено всего 12% - это значит, плохо организована эта работа". При этом он заверил, что деньги на паллиативную помощь у государства будут. "Мы вынуждены закупать не то, что нужно. Нам нужно другое. Нам деньги нужны на создание базы данных, нам деньги нужны на автомобили, нам деньги нужны на привлечение и обучение персонала, и нам деньги нужны на расходные материалы", - сказала Федермессер. По ее словам, все это на данный момент невозможно купить в рамках действующего законодательства. "Возможно купить часть оборудования, например, сейчас стало возможно купить каталку для мытья [пациента]", - добавила Федермессер. При этом она отметила, что во многих медучреждениях, которые ее купили, она стоит без дела потому, что в больницах, в том числе московских, нет доступной среды. "Каталку на колесиках невозможно передвигать по учреждению из палат в ванную, потому что там везде пороги. А еще даже если она [каталка] есть, и нет порогов, то нету ванной комнаты, куда по размеру каталка влезет", - добавила собеседница агентства. Ситуация становится совершенно неразрешимой, если речь идет о пациенте с болевым синдромом в медучреждении, где не хватает персонала. Что поможет паллиативной помощи "Я хочу, чтобы людям было не страшно стареть и болеть, медикам не страшно работать с теми, кто стареет, болеет и умирает, и в результате родственникам миллионов людей было бы не страшно, что их близкий человек станет беспомощным, чтобы они понимали, что помощь рядом", - сказала Федермессер. Для того, чтобы обеспечить развитие паллиативной помощи в РФ, необходимо решить целый спектр задач: нужна государственная стратегия, необходимо преодолеть страх и безынициативность врачей в назначении обезболивания и декриминализировать ошибки врачей и родственников, расширить линейку наркотических лекарств за счет детских форм (морфин в каплях, сиропах, ректальный форме) и усовершенствовать систему мониторинга. "Проблема с обезболиванием сейчас не потому, что нет лекарств, а потому что врачи по-прежнему ригидные и боятся назначать. Но если мы хотим, чтобы они начали назначать, давайте сделаем что-то, чтобы уменьшить их страх. Мы опять натыкаемся на этот страх", - добавила она. Улучшение системы мониторига поможет объективно оценивать потребность и нуждаемость в паллиативной помощи и в обезболивании. В рамках мониторинга, по ее словам, необходимо отслеживать не количество визитов и количество койко-дней. "Нельзя паллиативную помощь мерить койко-днями. Один в ней нуждается три дня, а другой - три года. Паллиативную помощь надо мерить людьми, конкретными, умершими и еще живущими с неизлечимыми заболеваниями", - пояснила она. Деньги в паллиативе Цели расходования бюджетных средств на паллиативную помощь были утверждены правительством РФ в этом году 1 марта. В рамках этого постановления деньги могут быть потрачены на лекарственные препараты, в том числе обезболивающие, на организацию мониторинга оказания этого вида помощи детям и взрослым, на медизделия в медорганизациях и для использования на дому. На эти цели в 2018 году было выделено 4,35 млрд рублей. "Указанные бюджетные ассигнования в апреле 2018 года доведены до субъектов Российской Федерации", - уточнили ТАСС в пресс-службе министерства. "В настоящее время около 50% финансовых средств законтрактованы, то есть определены виды медицинских изделий и лекарственных препаратов, планируемых к поставке. Оплата по контрактам осуществляется по факту поставки товара. До 01.11.2018 будут завершены крупные аукционы и заключены контракты на остальные товары [медицинские изделия]", - сообщил в пресс-службе ведомства. Лекарственные препараты, в том числе наркотически о обезболивающие, большинство субъектов закупает один раз в квартал, корректируя заявку в зависимости от потребности. "В ноябре-декабре 2018 года ожидается поставка препаратов, объем которых позволит сформировать запас на 1 квартал 2019 года [переходящий остаток] в целях бесперебойного обеспечения наркотическими препаратами и другими лекарственными препаратами, предназначенных для лечения иных тягостных симптомов", - заверили в ведомстве. Минздрав России в июне 2018 года внес изменения в порядки оказания паллиативной помощи взрослым и детям, расширив возможности стандарта оснащения медорганизаций, которые оказывают паллиативную помощь. "Если потребуется, в следующем году можно их еще расширить и пересмотреть", - пояснили в Минздраве. Сами субъекты в настоящее время проводят мероприятия по совершенствованию регионального законодательства в "в сфере охраны здоровья граждан, организации конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок". При этом в ведомстве отметили, что, действительно, необходимые выездной паллиативной службе автомобили в настоящий момент "не входят в номенклатурную классификацию медицинских изделий". "Приобретение санитарного автотранспорта, закупка транспортных услуг по обеспечению деятельности выездных патронажных бригад, содержание и ремонт имущества и помещений является полномочиями субъектов РФ", - уточнили в пресс-службе ведомства. Проект ведомственной целевой программы "Развитие системы паллиативной медицинской помощи" на 2019-2021 годы, разработанный Минздравом России, предусматривает при этом "в том числе увеличение числа выездных патронажных бригад (служб) и числа обслуживаемых пациентов на дому, а также развитие респираторной поддержки на дому".