В сетчатке нашли встроенный прибор ночного видения

Сетчатка глаза может сама себя «перепрограммировать» в зависимости от условий освещения. К такому выводу пришла группа ученых, проведя эксперименты с сетчаткой мыши. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron.

В сетчатке нашли встроенный прибор ночного видения

Глаз позвоночных распознает движение с помощью четырех видов нервных клеток, расположенных в сетчатке. Клетки каждого типа отвечают за одно из направлений: вверх, вниз, влево или вправо. Например, если объект движется ровно вверх, то появляется всплеск активности нейронов, отвечающих за это направление, а остальные нейроны «молчат». Если объект движется по диагонали, например налево и вверх, то активны будут два соответствующих типа нейронов. Ученые из США и Канады показали, что в условиях очень низкой освещенности сетчатка сохраняет способность распознавать движение, но «программа» действия нейронов меняется.

Авторы исследования провели эксперименты с сетчаткой мыши в условиях почти полной темноты. Ученые поместили на сетчатку электрод, с помощью которого смогли фиксировать активность отдельных типов нейронов. Чтобы наблюдать за клетками сетчатки авторы оснастили обычный микроскоп прибором ночного видения. В результате эксперимента обнаружилась удивительная особенность: клетки сетчатки реагировали на движение даже в темноте, но вне зависимости от его направления были активны только те нейроны, которые в обычных условиях отвечают за движение вверх.

Ученые не смогли объяснить, почему в темноте работает только один тип нейронов. Однако вероятно именно из-за этого явления люди со слабым зрением часто жалуются на нарушения восприятия движения. Один из авторов исследования предположил, что ночью для животных важнее всего заметить именно это движение, похожее на прыжок хищника. В дальнейших исследованиях авторы надеются подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.